Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
4 сентября 2009 | ПЕРВАЯ ПОЛОСА |
В реформах свет, а что в ответ?Первого сентября одновременно со школьниками и студентами "за парту" сели и депутаты. Началась третья сессия четвертого созыва Жогорку Кенеша. После двухмесячных летних каникул народные избранники приступили к работе. На официальное открытие парламентского сезона прибыл президент страны Курманбек Бакиев. Впервые после переизбрания на второй срок глава государства обратился с речью к законотворцам. Послушать осенний спич гаранта Конституции прибыли и чиновники исполнительной власти. В большом зале ЖК, где проводятся пленарные заседания, первого сентября, в день официального открытия третьей сессии, было особенно тесно. На стульях по правую сторону от трибуны расположились члены правительства во главе с премьер-министром Игорем Чудиновым. Присутствовали также председатель Счетной палаты Искендер Гайпкулов, глава Конституционного суда Светлана Сыдыкова, Верховного - Жаныл Алиева, председатель ЦИК Дамир Лисовский и омбудсмен Турсунбек Акун. Начал глава государства с того, что не собирается распускать парламент. Что ж, радостно. Если учесть тот факт, что последние месяцы обитателей ЖК, обремененных мандатами, будоражили слухи о скорой и безвременной "кончине" нынешнего четвертого созыва. Рефреном в обращении звучало неизменное "кадры решают все", и легким намеком прошелестело, но уже позже, по стройным рядам "белых воротничков", что грядут неминуемые перестановки в верхних и средних эшелонах. Что естественно. Глава государства говорил о реформе госуправления. А здесь без "свежей крови" и уже ставших доброй традицией "омолаживающих процедур" не обойтись. Институт госсекретаря будет упразднен. За ненадобностью. А то, получается, орган есть, а идеологии нет. А именно ее разработкой и дальнейшим внедрением призвана была заниматься эта структура, да и создавалась она под определенного человека. Не будем называть имени и тыкать пальцем. Только своей почетной миссии это подразделение БД в целом и седьмого этажа в частности так и не выполнило. Претерпит изменения и администрация президента. Однако будет ли она упразднена полностью, оставив после себя трепетные воспоминания, пока не ясно. Поговаривают, что государственная администрация превратится в канцелярию, а ее сотрудникам предстоит выполнять чисто технические обязанности. Часть функций перейдет аппарату правительства, тем самым канет в Лету пресловутое дублирование. Администрация и аппарат перестанут наступать друг другу на пятки. Зато появятся два принципиально новых института: Верховный курултай и Президентское совещание. Первое будет представлять из себя некое подобие консультативного органа, а второе являть площадку для дискуссий. Кстати, президент заверил, что без одобрения высокого собрания Курултая и резолюции заседателей Президентского совещания ни один документ его высочайшей рукой подписан не будет. Челобитные от "ходоков" не пройдут. Относительно эффективности грядущей реформы, новообразований их деятельности и "препарирования" уже существующих структур высказались и наши эксперты. Само собой, что парламентские "большевики" поддержали начинания главы государства, "за" высказались и "красные" меньшевики, правда, с поправкой, что хотелось бы предлагаемые реформы скорее увидеть на бумаге в виде закона или поправок к уже существующим, а то на словах выходит красиво, а на делах коряво. Что касается скорых на обличительный спич жогоркукенешных оппозиционеров, то есть социал-демократов, так эти господа на торжественное открытие третьей сессии не явились. Фракционисты отсутствовали полным составом. Они отправились в Балыкчы, где 1 сентября должен был состояться суд над однопартийцами, которых обвиняют в организации массовых беспорядков в день президентских выборов, 23 июля. Так что их комментариев, в частности господина Бешимова, с рефреном "все плохо" и "рупора галерки" Исы Омуркулова с его всегдашним "я ничего не понял", мы так и не услышали. Своими мыслями с нами поделились Зайнидин Курманов, Исхак Масалиев, директор Института стратегического анализа и оценки Сергей Масаулов, а также политолог Марат Казакбаев. Исхак Масалиев, депутат ЖК, лидер фракции коммунистов Кыргызстана - Намерения и предложения о реформе заслуживают большого внимания. Как депутат и как лидер фракции меньшинства поддерживаю их. Как это выразится практически, в какой форме, можно будет судить, когда бумага поступит к нам. Практика показывает, что декларированные предложения и эти же предложения, изложенные на бумаге, которая потом приходит в парламент, две внушительных размеров разницы. Поскольку слева и справа от президента находится большая армия чиновников, которая сегодня будет работать на то, чтобы переубедить главу государства. Они будут говорить, что нам нужно министерство, госагентство и администрация. Что касается изменения системы, а не людей, то скажу так: эту структуру будут менять эти же люди. Дай Бог сбыться этим реформам. Зайнидин Курманов, депутат ЖК от фракции "Ак Жол" - Реформа в системе госуправления - это самая больная мозоль, и никто не решался на определенные шаги в этой сфере. Речь идет о бюрократии. Все правители только тем и занимались, что кокетничали с бюрократией и решительно не ограничивали ее права. Поэтому растет коррупция, накапливаются проблемы, которые не решаются из года в год. Без реформы госуправления центрального звена невозможно успешно развиваться. Но для того чтобы осуществлять реформы, нужна политическая воля. Острым углом ставится проблема воспитания кадров. Готовим людей, но ценности основные не прививаются. Здесь нужно концентрированно и серьезно работать. Реформы дорого не стоят. Нужны люди, как говорится, длинной воли. Теперь о нововведениях, озвученных президентом. Многих смущает предложенный Верховный курултай как консультативный орган. Но он заложен Конституцией. Это один из традиционных институтов представительной демократии у кыргызов. Поднятие его роли говорит о том, что в обществе до сих пор сильно традиционное сознание. Нужна площадка, где представители региональных и конфессиональных слоев общества смогут высказывать свою оценку относительно развития событий в стране. Что касается Президентского совещания, то это должен быть орган, который при определении политики руководствуется рациональным сознанием. Главная задача президента - искать пути диалога и выражать интересы общества, а не его отдельных кланов. Марат Казакбаев, политолог - Предложенные президентом реформы государственного управления сегодня крайне актуальны и очень нужны. Мы прекрасно видим, что заявленные ранее изменения в социально-экономической сфере сильно буксуют. Не стоит также забывать, что все эти благие начинания, я имею в виду реформы, осуществляют люди. Поэтому очень важно, что в своем обращении глава государства затронул кадровый вопрос. Не с точки зрения перестановки с место на место старых и уже поднадоевших чиновников, а с точки зрения вливания новых лиц, новой формации и с "незамыленным" мышлением. Прежде всего их подготовки. Именно им и предстоит начать стратегическую реформу гос-управления. Я вообще считаю, что эта реформа пойдет на пользу прежде всего исполнительной власти, развяжет руки правительству, даст кабинету министров больше свободы в плане регулирования экономики. Да и при сокращении высвобождается колоссальная часть бюджетных денег. А лишних средств у нас, как вам известно, нет. Меня несколько смущает появление Верховного курултая, настораживает тот аспект, что туда будут приглашены люди старого склада мышления, еще совковой закалки, мыслящие масштабами пятилеток. Тогда этот орган превратится в сборище дежурных аксакалов, а нам этого не нужно. Сергей Масаулов, директор Института стратегического анализа и оценки - Все озвученные реформы сейчас можно воплотить в жизнь, потому что они объявляются не просто как пожелания, а для их реализации закладываются механизмы. В своем выступлении Курманбек Бакиев изложил основные направления реформ и прежде всего реформы Института президента. Будут созданы новые структуры с определенной миссией, которые будут осуществлять необходимые в современном управлении функции. Однако, с нашей точки зрения, важно, чтобы было проведение мониторинга со стороны общественных структур и гражданского общества. Те, кто сейчас абстрактно говорит о том, идем мы по пути развития или нет, должны переходить в другой мыслительный пласт и говорить о том, что все же возможно в Кыргызстане сделать. Надо переходить от общих разговоров о том, что должно быть, к конкретным делам. Дарья МАЛЕВАНАЯ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/29050/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007