Распечатать: Когда еда для желудка беда РаспечататьОставить комментарий: Когда еда для желудка беда Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Когда еда для желудка беда Посмотреть комментарии

4 сентября 2009

ПЕРСОНЫ

Когда еда для желудка беда

    Желая активизировать деятельность субъектов предприниматель-ства, государство за последние годы резко сократило число проверок со стороны контролирующих органов. Существенно либерализовался и надзор за безопасностью и качеством продуктов питания. Свобода действий, дарованная предпринимателям, сильно беспокоит рядовых покупателей. Кто даст гарантию, что тот или иной продукт не таит в себе угрозу для здоровья или жизни? Насколько эффективно сегодня проводится экспертиза продуктов питания со стороны государства? Слово - экспертам.

Шайыр БООБЕКОВА, заместитель начальника отдела пищевой и сельскохозяйственной продукции Кыргызстандарта

    Кризис системности

    - Любая пищевая продукция проверяется по двум основным критериям: качеству и безопасности. За качеством следят органы госнадзора - Минсельводхозпром и Госсанэпидемнадзор, обязанность Кыргызстандарта - проверка безопасности товара, то есть проведение сертификации. Раньше обе эти функции находились в ведении нашего органа.

    Помимо Кыргызстандарта сертификацией продукции занимаются около 20 частных организаций, составляющих нам конкуренцию. Они стали создаваться после принятия в 2005 году Закона о техническом регулировании. На мой взгляд, данное положение было принято несколько преждевременно. Дело в том, что частные органы не имеют необходимого технического оснащения и поэтому не в состоянии в полной мере проводить испытания продукции. В отличие от них в нашем распоряжении имеется аккредитованная лаборатория, опытные эксперты и база нормативно-правовых документов. Кроме того, наша деятельность находится под строгим контролем со стороны государства.

    Согласно закону, вся переработанная сельхозпродукция, реализуемая на нашем рынке или вывозимая за пределы страны, подлежит обязательной сертификации. Поскольку не все продукты питания проходят через Кыргызстандарт, мы не можем гарантировать их полную безопасность. Предприниматель вправе выбрать организацию, которая произведет проверку его товара. Соответственно, орган, выдавший сертификат на продукт, и несет ответственность за его безопасность.

    Обычно проверка проводится на наличие солей тяжелых элементов, пестицидов, нитратов, токсинов, а также по микробиологическим показателям. Завозимая продукция, как правило, имеет сертификат соответствия страны-производителя, и если существует договоренность с этим государством, то мы автоматически признаем данный документ. Показатели безопасности в странах СНГ приблизительно одинаковые, что закреплено в различных международных соглашениях. В Кыргызстане действует стандарт КМС (Кыргыз мамлекеттик стандарты), который мы гармонизируем со стандартами других стран.

    Что касается продукции, выпускаемой отечественными производителями, то достаточно редки случаи, когда заявитель получает отказ в сертификации товара. Серьезные нарушения встречаются редко. Иногда продукция не проходит по микробиологическим показателям. В таких ситуациях, по закону, мы даем предпринимателям время исправить недостатки в технологии производства, и при повторном анализе, как правило, они не обнаруживаются.

    На мой взгляд, раньше, когда госнадзор был сконцентрирован в одном ведомстве, проверка качества продукции осуществлялась на более высоком уровне, чем сейчас, когда эти функции распределены среди нескольких министерств. Отсутствие единой системы проверки качества и безопасности товаров стало одной из основных причин возникновения проблем на рынке продуктов питания.

    Байымбет МУРАТАЛИЕВ, гендиректор Департамента государственной ветеринарии

    Не все во власти ветеринара

- Если врач лечит человека, то ветеринар - человечество. От нашей деятельности зависит безопасность всей животноводческой продукции. Прежде чем попасть на наш рынок или пойти на экспорт, товар обязан пройти ветконтроль. Перед тем как разрешить завоз продукции, мы делаем запросы в страну-импортер, чтобы убедиться в ее эпизоотическом благополучии. Затем перед прохождением таможенных процедур проводится тщательная лабораторная экспертиза, и если в ходе нее обнаруживается что-либо подозрительное, вся партия товара уничтожается. Такая же участь ждет продукцию, завозимую в нашу республику без документов.

    Каждое утро при поступлении на рынок мясной и молочной продукции ветеринарный специалист проводит ее экспертизу. Для этого на каждом рынке созданы лаборатории ветсанэкспертизы. К сожалению, наши специалисты не в состоянии уследить за всем. Во многих населенных пунктах образуются объекты стихийной торговли, куда может попасть мясо больных животных или товар, непригодный для употребления. Бывает, что такая продукция сдается в колбасные и мясные цеха. Недобросовестные скотоводы, не желая нести убытки, стараются всеми способами сбыть свой товар, не думая о здоровье других. Одна из причин этого - отсутствие в нашей стране закона о компенсации и страховании животных, над которым мы сейчас активно работаем. Если создать специальный компенсационный фонд, то владелец застрахованного животного в случае его падежа или заболевания мог бы рассчитывать на денежную компенсацию. Такая система, кстати, действовала при Союзе.

    Какое мясо поступает в кафе и рестораны, не ведает никто. Соответствующий надзор должны вести мы, но для проверки объекта каждый раз обязаны привлекать представителей правоохранительных органов и местные власти, причем количество таких проверок ограничено законом.

    Мы постоянно призываем население приобретать продукты питания только в местах, где проводится ветконтроль, но к нашим рекомендациям прислушиваются не всегда. Каждый потребитель должен сам заботиться о своем здоровье. Подозрение может вызвать внешний вид или дешевизна продукции.

    Сейчас много сельчан, содержащих скот, но не заботящихся о его здоровье. Случается, что животных доводят до истощения, а в таком состоянии они более подвержены инфекциям. Во многих странах таких нерадивых скотоводов привлекают к ответственности, а у нас в лучшем случае порицают. Недавно было зафиксировано девять случаев по подозрению у животных сибирской язвы, два из них подтвердились: в Сузакском и Аксыйском районах. Выяснилось, что в обоих случаях виноваты хозяева, которые вовремя не вакцинировали животных. Обычно если животное заболевает, то всю ответственность возлагают на ветеринара, хотя за это в первую очередь должны отвечать местные органы власти. Государство бесплатно предоставляет вакцины против пяти заболеваний: сибирской язвы, ящура, оспы, чумы, бешенства, остальные препараты скотоводы обязаны приобретать за свой счет. Наша основная задача - поддержание стабильной эпизоотической ситуации, противодействие проникновению из-за рубежа какой-либо заразы, и с этим мы успешно справляемся: массовых заболеваний животных в стране нет.

    Людмила ДАВЫДОВА, первый заместитель директора Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора

    Одноразовый контроль

- Когда-то в Кыргызстане действовал Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, и наша служба могла беспрепятственно в любое время суток проверять деятельность субъектов предпринимательства. По ныне действующему законодательству мы имеем право проинспектировать все подконтрольные нам объекты только раз в год. Причем обязаны за десять дней оповестить их владельцев о готовящейся проверке. Это достаточный срок, чтобы успеть скрыть имеющиеся нарушения. Хорошо, если предприниматели устраняют все замечания, которые могут возникнуть. Но есть и такие, кто не предпринимает нужных действий, поэтому в отношении каждого восьмого-девятого объекта со стороны нашей службы принимаются меры административного воздействия. Часто бывает, что при нашем посещении объект оказывается закрытым, и мы не можем на него попасть. Выходит, что в течение долгого времени многие предприятия остаются совершенно бесконтрольными. Нынешняя ситуация такова, что пока не случится беда, например, массовые отравления, никто не вправе вмешиваться в деятельность объекта. Жесткие меры принимаются только тогда, когда они определяются правительством, а не ведомственными документами.

    Мы обратились в Жогорку Кенеш с предложением внести поправки в Закон о порядке проведения проверок субъектов предпринимательства, и уже в ближайшие время они вступят в силу. Согласно этим изменениям, нашей службе разрешается проводить до четырех обследований в год в зависимости от эпидемиологической значимости объекта. Также скоро начнет действовать постановление правительства об обязательном проведении санитарно-эпидемиологического контроля на путях ввоза продукции. До настоящего времени эта экспертиза проводилась на добровольной основе, и ее проходили максимум 30 процентов из тех, кто обязан.

    За прошлый год мы не допустили до реализации около 110 тонн недоброкачественной продукции по республике. В основном это кондитерские изделия, нейодированная соль, национальные напитки и мясные продукты. Конечно, эти цифры не отражают фактического состояния рынка, что опять-таки связано с ограниченным числом обследований объектов. Мы ведем контроль за официально стоящими на учете стационарными объектами, которых по всей республике насчитывается около 30 тысяч. Объектами стихийной торговли по закону должны заниматься правоохранительные органы и местные власти.

    Сегодняшнее законодательство нацелено на поддержку субъектов предпринимательства и расширение их деятельности, что очень правильно, но при этом не должно быть вседозволенности. Главная цель проверок - указать предпринимателю на те моменты, которые могут привести к выпуску недоброкачественной продукции. Если бизнесмен действует добросовестно, то ему не стоит бояться даже десяти проверяющих органов, а если есть что скрывать, то он будет бояться как огня проверки, проводимой раз в год.

Максим ЦОЙ, корреспондент "МСН"

    Не до жиру, быть бы живу

    Ассортимент продуктов питания, представленных на прилавках рынков и магазинов, ширится из года в год, и в этом потоке изобилия потребителю становится все труднее находить качественный и полезный продукт. Выбор тем более осложняется, что никто не может поручиться за безопасность реализуемой продукции.

    Ежедневно мы видим, как хлеб и хлебобулочные изделия перевозят в замызганных багажниках легковых автомобилей, молоко и кефир продают в пластиковых бутылках, предназначенных для однократного применения. Лотки с овощами и фруктами располагаются вдоль оживленных автомобильных трасс. Товары подделывают и фальсифицируют. Много вопросов вызывает качество привозной продукции, особенно китайского производства. На каждом шагу наблюдаются факты приготовления пищи в антисанитарных условиях, особенно это касается точек быстрого питания. О какой безопасности тут может идти речь?

    Наверное, нет такого человека, которому не подсовывали испорченный продукт. В таких случаях только самые дотошные потребители доводят дело до справедливого конца, требуя с продавцов вернуть деньги или заменить товар. Хорошо, если подвох обнаруживается сразу, гораздо хуже, когда вредное воздействие продукта проявляется через несколько лет в виде хронического заболевания и пенять на себя или призывать кого-либо к ответственности уже поздно.

    Следить за тем, чтобы опасная еда не попадала к нам на стол, обязаны специальные контролирующие органы. Но, как выяснилось, сегодня предпринимать своевременные и жесткие меры в отношении недобросовестных поставщиков и реализаторов могут они не всегда. Идя навстречу бизнесу, государство предоставило ему большую степень свободы, до минимума сократив количество проверок. Как все это отразилось и отразится на общем состоянии здоровье населения, сказать трудно. Меж тем, по данным медиков, за последние несколько лет заметно обострилась ситуация с заболеваемостью кишечными инфекциями, которые напрямую связаны с употреблением в пищу недоброкачественных продуктов питания. А это уже сигнал к тому, чтобы обратить пристальное внимание на проблему. Чтобы найти "золотую середину" между интересами предпринимателей и государства, потребуется немало времени, поэтому пока гражданам придется рассчитывать на самих себя и помощь ассоциаций по защите прав потребителей. А вообще-то давно пора решить, что лучше: потратить немного средств на анализ продуктов или на лечение тысяч граждан.

    Максим ЦОЙ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/29024/


Распечатать: Когда еда для желудка беда РаспечататьОставить комментарий: Когда еда для желудка беда Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Когда еда для желудка беда Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007