"Какой скромный человек", - мелькнула у меня мысль. Но какая разносторонняя личность! Михаил Леонидович не только интересный художник-сатирик, он пишет маслом, вырезает по дереву, плетет чий. Это прикладное направление он изобрел сам, за что и получил патент. Кроме того, он автор многих детских стихов. И сейчас, будучи на заслуженном отдыхе, не оставляет живопись и карикатуру. "Как ему удавалось все? - заинтересовалась я и решила во что бы то ни стало уговорить его на интервью.
На встречу Томилов явился, что называется, во всеоружии. Принес книги, журналы, фотографии. Однако это лишь небольшая часть, что у него осталось - в середине девяностых годов пришлось многое продать. "А зачем хранить? - удивляется он. - Все преходяще. Через миллион лет ничего не будет". И что меня поразило в нем особенно: Томилов в противовес многим творческим людям не списывает удачные работы на вдохновение, более того, считает, что такого состояния нет вообще. Настоящий успех зависит лишь от постоянного труда.
Рассказ о себе Михаил Леонидович начал с самого дорогого, того, что не было претворено в жизнь. Достал папку и начал показывать. В ней более ста стиховорений для детей и картинок к ним.
- Сочинения были одобрены в Союзе писателей республики. Но выпустить книгу не получилось. "Не удалось сразу. Я и забросил это дело - молодой был. Но... может, еще представится случай, - посмотрел он с надеждой. - Отдавал некоторые стишки и афоризмы в газету "Знамя победы", а потом слышал, как поют в колхозе частушки. Значит, понравились, по душе.
Зачитал одно:
Не умещается
Ой, какой высокий слон!
Всех животных больше он.
Я б его нарисовала,
Да в альбоме места мало.
- Детям бы понравилось. Они хорошо, даже лучше, чем взрослые, понимают юмор, - заметил он.
Михаил Томилов окончил прикладное отделение художественного училища имени Чуйкова, работал в Союзе художников, потом в объединении народных промыслов "Кыял", преподавал рисунок и живопись в детской школе художеств. С 1971 года постоянный участник всесоюзных, республиканских, международных выставок. Награжден дипломом и медалью "За вклад в дело мира" по итогам 4-й Международной выставки сатиры в борьбе за мир, медалью "ВДНХ-СССР-77". В 1992 году удостоен первой премии имени Асанбека Турумбекова за развитие сатиры в кыргызском искусстве.
Вот, например, рисунок: мужик тянет огромную репу и сам же стоит на ней. Другое изображение: человек едет на велосипеде, колеса которого сделаны из улиток. Или: человек-гигант в белом костюме держит одну руку в своем кармане, а другую - в чужом, то есть рабочего люда. Смешно? По словам Михаила Леонидовича, такое искусство каждый волен понимать по-своему.
- Просто юмор, зачем говорить? Самое главное в жизни - хорошее настроение, а все остальное - чепуха, - считает он.
- Откуда берете идеи?
- Вокруг оглянись, одни сюжеты. Могу передать любую тему. Скажут про стул - нарисую, про гвоздь - изображу. У меня парадоксальное мышление - стараюсь думать по-иному. Вот сидишь в компании, остришь, и рождаются мысли. Просто нужно иметь чувство юмора. И еще. К слову, смотришь западные мультфильмы, а там все персонажи, как гайки, одинаково выточенные. У них нет самого главного - души. Но это, наверное, отпечаток времени. Настоящий юмор существовал в 20-е годы прошлого века. Взять хотя бы карикатуриста Владимира Мочалова, - начал листать он один журнал. - Настоящее искусство. Как он прекрасно знает анатомию, как он хорошо очертил образ героя! Замечательно.
- А почему вы занялись карикатурой?
- Можно сказать, от нечего делать. Однажды подсмотрел любопытную сценку в магазине, принес рисунок в "Чалкан", а они и напечатали. Так и пошло. Потом поступил в училище.
Разглядываю живописные работы. На них изображена природа, натюрморты. Замысловатая философия.
- В живописи вообще трудно что-то объяснить. Это самое сложное, после музыки, направление в искусстве, - заметил Томилов. - Я всегда рисую с натуры, заранее придумав композицию. Фантазия - это бред, нужно быть сумасшедшим. Это доступно только настоящим гениям. Вот картина: на тополе сидит бабочка. Я ловлю бабочку, сажаю ее на ветку и начинаю рисовать. Или достаю гнездо и кладу в него яблоки. Необычно? Значит, интересно. О каждом художнике отзываются хорошо. Но часто бывает так, что прошла его выставка, о нем и забыли. Художник - не тот, кто умеет рисовать и писать, он должен удивлять.
"Важно же не уметь объяснять свое творчество, а прочувствовать его сердцем, вложить в него душу. Тогда и люди оценят", - подумала я.
Прикладным направлением Томилов тоже занялся случайно: однажды зашел в Торговую палату получить заказ. Там на стене висела декоративная сумка из чия. "Традиционное изделие, - подумал он. - А почему бы не сделать что-нибудь оригинальное? Скажем, оформить чий в сочетании с деревом". И у него получилось. Если вы были в Музее изобразительных искусств имени Айтиева или вам в руки попадалась книга "Узоры Киргизии", то, конечно же, обратили внимание на его декоративные работы - замысловатую карандашницу, статуэтки в виде птиц, различных животных...
- Кем же вы себя считаете больше, - спросила я напоследок, - живописцем, прикладником, художником-сатириком?
- Я писатель, который не написал ни одной книги, - смеется. - А по специальности - скульптор. Но за всю жизнь не сделал ни одной фигуры из камня или металла.
Фото Владимира ВОРОНИНА.