Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
1 июля 2009 | ПЕРСОНЫ |
Он делает людей светлееВыдающийся художник слова Чингиз Айтматов в повести “Прощай, Гульсары!” писал: “Минувшей осенью приехал Танабай в колхозную контору, а бригадир ему и говорит: “Подобрали мы вам, аксакал, коня. Староват, правда, но для вашей работы сойдет”. Увидел Танабай иноходца, а сердце у него больно сжалось. “Вот и свиделись, выходит, снова”, — сказал он старому, заезженному вконец коню”.Именно этот эпизод приходит на память, когда рассматриваешь произведение другого мастера — художника кисти Сабита Бабаджанова: на холсте он изобразил белого всадника со щитом на белом коне, выходящего из двух скал–книг. — Танабая я представляю кентавром. Он со щитом защищал свое право на жизнь, — поясняет художник. Картин, иллюстрирующих произведения нашего великого земляка, у Бабаджанова двадцать шесть. Все они результат, художественно–философского осмысления того, о чем писал в своих книгах Человек–планета Айтматов. Все это представлено через призму необычного взгляда, в этом ему помогают акварель, масло, перо. Например, композиция “Белый пароход”: оленьи рога, земной шар, над ним журавли, весы. Через эти символы художник передает основную мысль писателя — сохранить экологическое равновесие. А вот “Красное яблоко”: в нежную плоть рассеченного наполовину красного яблока вписаны фигуры мужчины и женщины — Адама и Евы, а понизу изображен раздвигающийся мост из книг. Воистину единство противоположностей. Творчество Айматова дорого и близко Бабаджанову. Когда мальчику было пятнадцать лет, семья переехала из китайского города Кульджи в село Аманбай Кировского района Таласской области, что неподалеку от села Шекер — родины Чингиза Айтматова. Прочитав первую только что появившуюся повесть молодого прозаика “Джамиля”, Сабит был поражен — настолько естественно воссозданы родные места. И потом стал глотать все книги одну за другой. Трижды — к шестидесятилетнему, семидесятилетнему и восьмидесятилетнему юбилею Айтматова посвящал аксакалу пера свои персональные выставки. Вообще мастерская Сабитжана Бабаджанова — место удивительное. Небольшая комнатка на третьем этаже обычного бишкекского дома хранит множество картин, рисунков, графических работ, необычных пейзажей. На прекрасную коллекцию “Плеяда Великих” я сразу обратила внимание. Первыми творениями в этой серии были портреты лингвиста–тюрколога Махмуда Кашгари и философа Жусупа Баласагына. Бабаджанов приступил к их созданию, когда учился в бишкекском художественном училище. Несмотря на то, что исламская религия запрещала изображать людей, он ломает традиции. В 1970 году Союз художников СССР одобрил его дебют. Сейчас в мастерской можно увидеть портреты Леонардо да Винчи, Сальвадора Дали, Чарли Чаплина, Александра Пушкина, Льва Толстого, Махатмы Ганди и многих других. Есть даже портреты тех, чьей фотографии или автопортрета никогда не было. — Как вам удается разглядеть характер героя? — Объяснить сложно. Например, если человек пишет о лирическом, в нем будут преобладать мягкие черты, если он воин — мужественные и смуглые. Художник пытается увидеть образ поэта, ученого, актера в его творчестве и судьбе, эпохе, в которой он жил, и переносит свои впечатления на холст с помощью цвета, создавая некую проекцию жизни. Например, в героических песнях предводителя Андижанского восстания уйгурского и дунганского народов в 1864–1867 годах Садыра Палвана Бабаджанов увидел облик национального героя. Манасчы Саякбай Каралаев, Тоголок Молдо, Сагымбай Орозбаков изображены на черном панно лучезарно белыми. По словам художника, потому, что “они донесли до нас знания об эпосе “Манас”. Для композиторов фон пестрый, цветной — олицетворение музыки разных стилей. Кажется, что портрет нарисован с натуры, с героем своей работы он провел не один час. “Нет ничего более подлинно художественного, чем любить людей”, — это высказывание Ван Гога очень нравится Сабитжану. Бабаджанов любит не только неординарных личностей, а всех людей. Считает своим долгом помочь им подняться над обыденностью и приобщиться к высокой культуре. — Сейчас молодежь мало знает классиков, исторические личности. Я надеюсь, что, взглянув на мою работу, кто–то захочет побольше узнать об изображенном человеке, — объясняет мастер. — Молодые люди возьмут в руки книгу, написанную одним из моих кумиров, послушают его музыку или посмотрят фильм с его участием. Это моя задача. Фото Владимира ВОРОНИНА. Анастасия ХОДЫКИНА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28371/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007