Премьер дает установку...
Очередное селекторное совещание, проведенное премьер–министром Николаем Танаевым в понедельник, 9 декабря, вернуло меня в махровые застойные времена четвертьвековой давности.
Отвлекаясь от утвержденной повестки дня, премьер с явным неудовольствием отметил, что подписная кампания–2003 на правительственные печатные издания практически провалена. Если в прошлом году на эту дату в Бишкеке на газету “Кыргыз Туусу” подписались 718 человек, то в этом — 258, на “Слово Кыргызстана” — соответственно 1606 и 654, “Эркин Тоо” — 744 и 231.
Примерно то же и в регионах республики. Н. Танаев привел данные по Баткенской, Джалал–Абадской, Таласской и Чуйской областям. Общая картина такова. В прошлом году по этим четырем территориям на газету “Кыргыз Туусу” было 1738 подписчиков, а в этом — 396, на “Слово Кыргызстана” — соответственно 1936 и 786, в три раза упала подписка на “Эркин Тоо”.
Мы, отчитывал премьер собравшихся, постоянно констатируем, что проигрываем борьбу на информационном поле и при этом ничего не делаем, чтобы поддержать правительственные СМИ. Руководители министерств, госведомств, губернаторы областей обязаны принять исчерпывающие меры для организации подписки на 2003 год. Через два дня, заявил глава правительства, всем вам будут розданы списки, можете считать их разнарядками, кто за кем закреплен и что должен делать. А по итогам подписной кампании мы на специальном совещании заслушаем отчеты, кто как отнесся к поручению правительства. Ставится задача увеличить число подписчиков на каждое правительственное издание не менее чем в три раза.
Мы дожили до того, сетовал далее Николай Тимофеевич, что учителя, врачи, преподаватели высшей школы совершенно не выписывают и не читают периодику.
Но, простите великодушно, подумалось в эту минуту мне, кто же довел нашу интеллигенцию, еще совсем недавно самую читающую в мире, до такого жалкого и унизительного состояния, когда у многих из ее представителей зарплаты такие, что денег порой не хватает даже на хлеб. До газет ли тут?
Да что там бедные учителя и врачи, если даже чиновники самого высокого ранга не выписывают и не читают свои же правительственные газеты. К примеру, в Министерстве труда и социальной защиты единственным подписчиком на них оказалась сама госпожа министр Роза Акназарова. На весь огромный аппарат МВД выписано лишь по 6 экземпляров “Кыргыз Туусу”, “Слова Кыргызстана” и “Эркин Тоо”. На те же 6 экземпляров, но только всех названных газет вместе взятых подписались в Министерстве финансов.
И здесь уже речь, похоже, надо вести не об уровне доходов потенциальных подписчиков, а об уровне и качестве правительственных газет. Подписная кампания служит тем самым объективным и безошибочным барометром, который отражает отношение граждан к тому или иному печатному изданию и общественное мнение о нем. Судьями в соревновании идей и подачи информации в прессе становятся сами граждане, голосующие за импонирующее им издание своими собственными финансами.
И вряд ли могут существенно и решительно повлиять уполномоченные премьер–министром государственные мужи и общественные организации. Времена партийного диктата в этом деле безвозвратно ушли в прошлое. Поэтому ничего, кроме сочувственной улыбки, и не может вызвать стремление главы правительства увеличить тиражи, с позволения сказать, “патриотических” газет извлеченным из пронафталиненного сундука волевым решением и таким немудреным образом ликвидировать провал подписной кампании на правительственные издания. Единственное, что может вызвать некоторые чувства уважения и сострадания в этой ситуации, это то, что правительство, доведшее свои газеты до столь плачевного состояния, пытается если не мытьем, так хоть катаньем как–то помочь им.
А довело оно их до жизни такой прежде всего грубым вмешательством в деятельность редакционных коллективов, диктуя, что и как следует писать и печатать, заставляя их доводить до читателя урезанную, отцеженную и тенденциозно поданную информацию, руководствуясь сиюминутными интересами и выгодами власть имущих, манипулируя таким образом общественным мнением и сознанием.
Принцип двойных стандартов проявляется здесь уже в том, что власть принуждает свои газеты печатать выходящие из кабинетов “Белого дома” статьи безликих “крониных”, “жолборсовых”, “арстанбековых” и иже с ними, а затем с видом наивной институтки, невесть как потерявшей девственность, сокрушается: что же это подписчики и читатели воротят нос от официальной прессы. А ведь дело уже дошло до того, что многие киоски, торгующие периодическими изданиями, отказываются получать газету “Кыргыз Туусу”: нет на нее спроса. Не расходится ни один экземпляр.
На селекторном совещании Н. Танаев делал упор на том, что население Кыргызстана должно знать, чем занимается правительство, что делает, как работает, какие меры предпринимает. А мне в связи с этим припомнился анекдот застойных времен. Принимают рабочего в партию. На бюро райкома секретарь спрашивает его: “Ну а радио ты слушаешь, газеты читаешь?” — “А как же, — отвечает рабочий. — И радио слушаю регулярно, и газеты читаю. Иначе откуда бы я знал, что так хорошо живу, и день ото дня лучше”.
Увы, не по газетным статьям люди судят, как работает и чем занимается руководство страны, а по уровню своей жизни. По тому, как работают промышленность, аграрный сектор и в целом экономика государства. Как соблюдаются в нем законы и права граждан. Насколько каждый человек защищен от разгула преступности и произвола судебных и силовых структур.
Разумеется, губернаторы и министры, акимы городов и районов нажмут на кое–какие рычаги, выкрутят руки послушным директорам школ и главврачам больниц, руководителям местных структур, предпринимателям и заставят подписаться на правительственные газеты. Увеличат число подписчиков. Только вот прибавит ли все это авторитета, уважения и доверия этим газетам и самому правительству?
Третий президент Америки Томас Джефферсон в свое время сказал: “Правительство США в своей деятельности должно руководствоваться мнением народа. Народ — это главный субъект. И если бы мне довелось выбирать между правительством без газет и газетами без правительства, я бы без колебания выбрал последнее”.
С тех пор, как это было сказано, прошло два столетия. Однако, как показывает практика, правительство Кыргызстана все еще далеко от понимания этой важной истины.
Вячеслав ТИМИРБАЕВ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/2824/