Распечатать: Живая история Киргизии РаспечататьОставить комментарий: Живая история Киргизии Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Живая история Киргизии Посмотреть комментарии

19 июня 2009

ПЕРСОНЫ

Живая история Киргизии

    6 ноября 2009 г. самому знаменитому аксакалу Кыргызстана Турдакуну Усубалиеву исполнится 90 лет.

Для начала небольшой экскурс в прошлое. В феврале 1999 года распоряжением правительства республики был создан оргкомитет по проведению торжественных мероприятий по случаю предстоящего 6 ноября того же года 80-летия Турдакуна Усубалиева.

    А  некоторое время спустя юбиляр обратился с открытым письмом к президенту страны. Мне стало известно, говорилось в послании, что по вашему поручению правительство намеревается торжественно отметить мое 80-летие. За доброе отношение выражаю искреннюю признательность. Вместе с тем прошу, чтобы правительство не отвлекалось на проведение юбилейного мероприятия в нынешнее нелегкое время. Хотел бы, чтобы моя просьба была правильно понята.

    Оглядываясь на прожитое, писал далее автор, могу сказать, что всегда старался честно и преданно служить своему Отечеству. Нет, кажется, такой сферы жизни республики, к которой я так или иначе не имел бы причастности. Занимая долгие годы высокие руководящие должности, посвящал свои знания, силы, энергию и опыт политическому, социально-экономическому и духовному развитию Кыргызстана.

    Конечно, отмечал автор письма, не мне судить о результатах своей работы. Это прерогатива народа. Но я испытываю приятное чувство от того, что основная масса народа по-доброму вспоминает, по достоинству оценивает все то позитивное, хорошее, что было сделано в Кыргызстане с моим непосредственным участием. И, пожалуй, более высокого уважения к государственному деятелю не бывает и не может быть, чем добрая народная память о сделанном им.

    И, наконец, основной довод: "Ныне народ Кыргызстана испытывает тяжелые экономические трудности, возникшие по объективным и субъективным причинам. Нашему государству пока не под силу своими материальными возможностями чествовать своих сыновей и дочерей в соответствии с их заслугами перед Родиной. А проведение моего юбилея за счет чуть ли не всенародных сборов средств, "выжимания" каких-то сумм из предпринимателей, бизнесменов и других частных лиц, скажу откровенно, для меня совершенно неприемлемо".

    Не хочу проводить никаких сравнений и параллелей. Пусть это делают те, кому интересно. Я говорю только о юбиляре. 6 ноября этого года ему должно исполниться 90 лет.

    Допускаю, что далеко не все кыргызстанцы однозначно и с пиететом относятся к этому человеку. Ведь с 9 мая 1961 года по

    2 ноября 1985 года он был руководителем № 1 в республике. И, конечно же, за столь длительный период бессменного руководства невозможно не нажить противников, завистников, недоброжелателей и откровенных врагов.

    Но кто бы и как ни относился к нему, объективная реальность требует признать несомненные заслуги Турдакуна Усубалиева перед Кыргызстаном и обществом. Как говорил древнегреческий историк Полибий: "Невозможно, чтобы люди, занятые государственными делами, были всегда непогрешимы, равно как неправдоподобно и то, чтобы они постоянно заблуждались".

    За долгую жизнь Усубалиев в полной мере познал и кружащий голову вкус власти, и туманящую глаза, околдовывающую лесть придворных подхалимов, и горечь предательства тех, кого считал товарищами и единомышленниками, и обиду от облыжных и несправедливых обвинений, и боль от ударов исподтишка.

    Он находился у руля управления республикой при Н. Хрущеве, Л. Брежневе, К. Черненко, Ю. Андропове. И только с началом  перестройки одним махом были смещены все пять секретарей ЦК КП Киргизии. Честно говоря, до сих пор сомневаюсь, насколько выиграла (и выиграла ли вообще) республика от столь решительного шага ЦК КПСС, возглавляемого на тот момент М. Горбачевым, и насколько были засланные им "казачки" заинтересованы в делах Киргизии.

    На перестроечной волне всеобщего разоблачительства и повального охаивания застойного времени широкое распространение получили ярлыки типа "алиевщина", "кунаевщина", "рашидовщина". Разумеется, не обошлось и без "усубалиевщины". Хотя что конкретно скрывается за всем этим и в чем оно заключается, вряд ли доходчиво и внятно могли объяснить сами изобретатели этих неологизмов.

    Думаю, сегодня глупо да и бесполезно отрицать все то, что было достигнуто и сделано за годы советской власти. И кто возьмет на себя смелость определить, чего республика достигла благодаря Усубалиеву и чего - вопреки ему. Нет объективной меры и нет для этого аптекарских весов. Однако нельзя отрицать, что очень многое в Киргизии было сделано и достигнуто благодаря настойчивости, последовательности, умению доказывать и убеждать, колоссальной работоспособности ее лидера. Едва ли справедливо не замечать его заслуг в развитии промышленности, гидроэнергетического комплекса, сельского хозяйства, капитального строительства, образования, науки, культуры, спорта Киргизии. Как, впрочем, вряд ли правильно отдавать все лавры, приписывать все достижения ему одному.

    Ради республики он не считал для себя зазорным лишний раз обратиться с просьбой или предложением в ЦК КПСС, Совет министров СССР, союзные Госплан, министерства и ведомства. Но он никогда и ничего не просил лично для себя, не был замечен в злоупотреблении служебным положением, коррупции, взяточничестве.

    Судьбе было угодно испытать его на прочность как во власти, так и в глубокой опале. В одночасье он не просто лишился огромной власти и высокого положения, но и попал под массированный огонь критики, не всегда справедливой и доказательной, под мощный пресс хулы и очернительства.

    Позже в своих мемуарах он напишет: "Мне бы хотелось сказать несколько слов в назидание другим, особенно молодым людям. Я испытал на себе и никогда не забуду самое гнусное в человеческих отношениях. Это когда на тебя беспардонно клевещут, обливают грязью, наносят удары из-за угла те люди, которые много лет проработали под твоим руководством, получали доброжелательную поддержку, одобряли результаты совместного труда и будто бы питали к тебе искренние товарищеские чувства и уважение".

    Напомню. В опале Усубалиев оказался в возрасте 66 лет. Годы пенсионные. И кто-то другой на его месте, не исключено, и в самом деле ушел бы, как принято говорить в таких случаях, на заслуженный отдых. Однако привыкший всю жизнь напряженно работать по 12-14, а то и больше часов в сутки и вдруг оставшийся не у дел глава республики не мыслил себя в бездеятельной праздности.

    Ежедневно Турдакун Усубалиевич стал приходить в национальную библиотеку едва ли не к открытию и покидал ее перед самым закрытием. Так что вскоре работники библиотеки стали в шутку между собой называть его нештатным сотрудником. В эти годы казалось, что он совершенно отошел от политики. Но очень скоро стало ясно, что в этот период под его пером рождались многотомные воспоминания и размышления.

    Время плохо тем, что оно скоротечно, старит нас и уносит от нас дорогих и близких людей. Но оно хорошо тем, что расставляет точки над "i" и воздает каждому по заслугам. Строго и объективно определяет, кто есть кто.

    Говорю это к тому, что в тот период в главной библиотеке страны много лет не проводился даже косметический ремонт. Не было средств.

    К счастью, к тому времени многие промышленные предприятия еще не окончательно развалились и большинство из прежнего корпуса "красных директоров" оставались в своих креслах. И вот в один из дней Усубалиев пригласил их в библиотеку на встречу с собой. Пришли все! Даже те, к кому работники библиотеки не смогли дозвониться и предупредить о намечаемом мероприятии.

    После обстоятельного и доверительного разговора о ситуации в стране, в столице, на руководимых участниками встречи предприятиях все совершили экскурс по залам библиотеки, своими глазами увидели ее бедственное положение. На просьбу экс-руководителя республики помочь главному книгохранилищу ни один не ответил отказом. Кто помог деньгами, кто стройматериалами и транспортом, кто рабочей силой.

    Все понимали, что в тот момент у Усубалиева не было власти наказать ослушников по партийной линии и уж тем более освободить от должности. Он не мог приказать и потребовать. Но у него оставался авторитет среди этих людей, сохранилось уважительное отношение к ним. И они отвечали ему таким же, а возможно, и еще большим уважением.

    Еще один пример авторитета Усубалиева в народе и уважительного к нему отношения. В 1990 году кочкорцы выдвинули его кандидатом в депутаты Верховного Совета Киргизской ССР. Поблагодарив земляков за оказанную честь и доверие, он отказался от участия в выборной кампании. Но два года спустя его все же избрали депутатом Жогорку Кенеша, который впоследствии вошел в историю под названием "легендарный". А после бесславного роспуска данного парламента Усубалиев был вновь избран депутатом, на сей раз двухпалатного Жогорку Кенеша.

    Весьма примечательный факт. В 1992 году по Кочкорскому избирательному округу № 22 баллотировались несколько кандидатов. Но как только по этому же округу дал согласие баллотироваться Усубалиев, все претенденты тут же сняли свои кандидатуры, предоставив аксакалу "зеленую улицу".

    В Собрании народных представителей Жогорку Кенеша он являлся как бы своеобразным эталоном, по которому проверялась совестливость и порядочность членов палаты. Не случайно возглавлять многие комиссии по расследованию и проверке щекотливых вопросов поручалось именно ему. Будь то, скажем, разборки по кумторскому золоту или проблемы депутатской этики.

    Когда возникли разногласия по использованию воды кыргызских рек и водохранилищ, Усубалиев выступил в газете "Слово Кыргызстана" с серией статей "Вода - дороже злата". Этот объемный труд вызвал определенный общественный резонанс не только у нас в республике.

    В частности, на пресс-конференции в конце ноября 1998 года президент Узбекистана Ислам Каримов, затрагивая вопрос о гидроэнергетических ресурсах Центральной Азии, говорил: "Я знаю, что бывший руководитель Киргизии Турдакун Усубалиев очень много беспокоится на эту тему. Я его понимаю. Этот человек является историей Киргизии, знает, чем можно вытащить республику, знает сильные стороны экономики своей страны, ее приоритеты".

    Когда в июле 1996 года были учреждены государственные награды Кыргызстана, в статусе ордена "Манас" указывалось, что орден имеет три степени и награждение им производится последовательно. Но в исключительных случаях президент республики может награждать граждан орденом "Манас" I степени, минуя награждение орденами двух других степеней.

    Одним из первых, кто был удостоен ордена "Манас" I степени, минуя награждение орденами двух других степеней, оказался Усубалиев. А 14 октября 1999 года за выдающиеся заслуги перед государством и народом Кыргызстана ему была присвоена высшая степень отличия "Кыргыз Республикасынын Баатыры" с вручением особого знака "Ак Шумкар".

    И дело здесь вовсе не в том, что юбиляров принято чествовать и награждать. Просто этот человек своей жизнью, трудом, вкладом в развитие страны заслужил эту высокую, но, в общем, достойную и объективную оценку.

    Фото из архива "МСН".

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28232/


Распечатать: Живая история Киргизии РаспечататьОставить комментарий: Живая история Киргизии Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Живая история Киргизии Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007