Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
12 июня 2009 | СЮЖЕТЫ |
Влюбленный АшырбекГлавная страсть Ашырбека Райымкулова вспыхнула в 1989 году, когда он увидел фото в журнале "Вьетнам". Сердце Ашырбека было покорено не кинодивой, фотомоделью или какой-нибудь другой глянцевой красавицей, а изображением крохотного деревца в глиняном горшке -бонсай. Бонсай так и переводится с японского языка - растение в глиняной плошке. Задача этого древнего искусства - воссоздание в миниатюре естественных форм дерева. Предположительно, искусство бонсай возникло около 2000 лет назад в Китае, но затем приобрело огромную популярность в Японии. Именно отсюда началось его победное шествие по всему миру. - Безусловно, бонсай очень красив, - говорит Ашырбек Райымкулов. - Но не стоит думать, что это всего лишь одна из форм декоративного садоводства. Бонсай прежде всего философия, определенное отношение к жизни. У английского поэта Уильяма Блейка есть стихотворение: "В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность, И небо - в чашечке цветка". Искусство бонсай и позволяет разглядеть в малом великое. Банзай, бонсай! В журнале "Вьетнам", который попал в руки Ашырбека и изменил его дальнейшую жизнь, были не только фотографии миниатюрных деревцев, но и уроки для начинающих бонсаистов. Химик-биолог по образованию, Райымкулов захотел сделать нечто подобное. Он и раньше увлекался необычными приемами ландшафтного проектирования. Работал в средней школе города Оша, сеял разумное, доброе, вечное в детские души, а заодно высаживал цветы и деревья на пришкольном участке, да так, чтобы получить в результате нечто совершенно особенное. Но, увы, первых уроков из журнала оказалось недостаточно. Деревья не хотели расти в маленьком горшочке. - Сеял, черенковал, выкапывал сеянцы в окрестностях, - вспоминает Ашырбек. - Естественно, мое биологическое образование пригодилось. Чтобы вырастить бонсай, нужны знания ботаники, дендрологии, физиологии древесных растений и т.д. и т.п. Но все равно дело продвигалось очень медленно, методом проб и ошибок. Никакой литературы по бонсаю не было. Посоветоваться было не с кем. В Оше вообще никто не слышал о таком искусстве. И снова удача. Ашырбека Райымкулова, который к тому времени работал в ветеринарной лаборатории, отправляют в командировку в Ленинград. Там он обошел все книжные магазины и скупил все, что нашел по искусству бонсай. Сейчас в коллекции Ашырбека более ста миниатюрных деревцев. - Могло быть и больше, - говорит бонсаист. - Но для зимнего хранения деревьев нужны особые условия. Иначе они замерзнут. Я выкопал специальный погреб. Но он небольшой. Поэтому коллекцию приходится ограничивать. Через тернии Волей судьбы Ашырбек Райымкулов с семьей перебрался в Бишкек, устроился работать в Ботанический сад. И, естественно, сразу предложил развивать направление бонсай. Но не нашел понимания. Выращивание миниатюрных композиций не имеет научной ценности, пояснили энтузиасту. Но Ашырбек не сдавался и продолжал выращивать бонсай. Еще он работал в зеленхозе, садовником в ГАО "Темир жолу" и посольстве США, но там от него ждали совсем других композиций. - Маленькие деревца стали требовать к себе большого внимания, - говорит Ашырбек, горделиво оглядывая своих подопечных. - Теперь я занимаюсь только ими. В сезон нигде не бываю, ни на Иссык-Куле, ни даже в гостях. Бонсай для Ашырбека - это не бизнес. Деревца свои он продает редко. - Не потому, что не хочу, - поясняет он. - Просто я не бизнесмен. Даже не знаю, как это делается. Наверное, надо наладить связь с магазинами или через Интернет выйти на рынок Казахстана, где интерес к искусству бонсай достаточно высок. Миниатюрные рощи в квартирах и офисах Алматы и Астаны становятся все более многочисленными. Но пока это только в проектах. Кроме того, бонсай - не только дерево. Здесь еще очень важны горшки (в Японии даже специальный термин существует, означающий, что деревце и контейнер должны составлять единое целое), специальные стульчики для установки миниатюр. В республике всего этого нет. - А как жена относится к вашему столь разорительному увлечению? - задаю чисто женский вопрос. - Терпит, - отвечает Ашырбек. - Кроме того, я объясняю: бонсай - это не хобби. Это способ взаимодействия с миром. Путь к существованию в этом мире в гармонии со всем окружающим. В Кыргызстане благоприятный климат, а культуры садоводства нет. Все красоты, которыми мы гордимся, созданы природой. Мы должны измениться, должны научиться создавать прекрасное. И бонсай - путь к этой цели. Еще раз про любовь Самые маленькие деревца в коллекции Ашырбека чуть больше 15 сантиметров. Есть питомцы около полуметра и даже выше метра с причудливо изогнутыми линиями. - Бонсай и "очень маленький" - не синонимы, - поясняет Ашырбек. - В семействе бонсай есть садовые представители. Конечно, они раз в пятьдесят меньше своих "диких" сородичей. Но главное - линия ствола, особый наклон. И Ашырбек принялся перечислять. Бонсай бывает хвойный, листопадный, плодоносящий, цветущий. Прямостоящий (ствол ровный, вертикальный), наклонный, каскадный (верхушка дерева наклоняется ниже кромки горшка). Бонсай исицуки, что значит вцепившийся в скалу, формируется возле небольшого камня или обломка скалы. Стиль мойги отличается тем, что ствол может быть изогнут в любой части. Изгибов может быть несколько, и они уменьшаются к вершине дерева. Корни должны быть видны над поверхностью земли, крона не должна выходить за рамки контейнера. Очень красив стиль фукинагаси, дерево на ветру: бонсай формируют таким образом, что ствол и ветви направлены в одну сторону, так создается впечатление, что дерево постоянно обдувается сильным ветром. Чтобы достичь всех этих эффектов и сформировать бонсай, используются дефолиация (удаление листвы), обрезка веток, наложение лигатуры ( работа с проволокой), прищыпывание почек... - А какой бонсай лично вам нравится больше всего? - допытываюсь у Ашырбека. - Каждое деревце красиво по-своему, - как истинный влюбленный уходит от ответа бонсаист. - Каждый раз, работая с тем или иным материалом, я исхожу не из собственных вкусов и предпочтений, а из возможностей, которые заложены в дереве. Я всего лишь пытаюсь обнажить истинную природу растения. Фото Владимира ВОРОНИНА. Наталья ТИМИРБАЕВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28120/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007