Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
5 июня 2009 | ПЕРСОНЫ |
По образцу древних шедевровБолее ста лет назад военный топограф и художник Николай Хлудов узнал от местных жителей об интересных рисунках в урочище Саймалы-Таш, что на северо-восточном склоне Ферганского хребта, в районе перевала Кугарт. Тогда он сделал первые зарисовки петроглифов - древнейших наскальных изображений людей и животных. Спустя время, воплощение древней тематики мы видим в керамических произведениях мастера прикладного искусства Джумагула Ташиева. Родом он из села Кара-Коюн Атбашинского района. Интерес к художественному творчеству привил ему отец Ташы, народный мастер по дереву. Окончив школу, Джумагул учится в художественном училище им. Чуйкова. Член Союза народных умельцев и Союза художников КР, с 1984 года участвует в республиканских, региональных и международных выставках. Побывал в России, Пакистане, Англии, Германии, Венгрии. На выставке "Экспо-2000" в Ганновере получил золотую медаль. Работы Джумагула Ташиева хранятся в Национальном музее изобразительных искусств и в Санкт-Петербурге, в Музее антропологии и этнографии Петра Великого. Серия "Саймалуу-Таш" принесла успех молодому художнику. Увлечение началось с памятной почтовой марки, которую он решил перенести на глину. Прошли годы, пока он полностью освоил технику этого интересного, но трудного ремесла. В 1995 году в честь 1000-летнего юбилея эпоса "Манас" в Санкт-Петербурге состоялась первая выставка. Художники назвали его произведения новым направлением в керамическом искусстве. Вот яркая граненая ваза, на ней древний сюжет: крестьянин пашет землю на двух больших волах. Кувшин с ручкой, напоминающей рога архара. Украшает его охотник, целящийся из лука в дичь. На огромных настенных блюдах изображены солнцеликие и луноподобные божества, различные ритуальные действа. - Стремлюсь как можно правдоподобнее передать фактуру петроглифов, - рассказывает мастер. - Как художник ищу цвет и форму. Если чувствую неполноту композиции, совмещаю рисунки. В пещере Саймалуу-Таш расписные базальтовые глыбы блестят от времени. И свои работы я покрываю зеркальной краской ангоб - смесью белой глины, пигмента и воды. В 1998 году Ташиев привез в древнюю галерею свои творения, и местные жители не могли отличить, где керамика, а где наскальные рисунки. Среди произведений художника-керамиста можно увидеть национальные сувениры: древние каменные изваяния - балбалы, средневековую башню Бурану, архитектурный памятник эпохи зодчества XV века караван-сарай Таш-Рабат. Некоторые из них крепятся магнитом. Ташиев видел китайские и турецкие "липучки", решил воспроизвести с национальным колоритом. Взгляд мой останавливается на керамических украшениях-талисманах, бусах, браслетах... - Делаются они вручную, - пояснил художник. - Неужели? - удивилась я. - Гончарный круг использую только для изготовления посуды. Правда, для сувениров иногда делаю гипсовые формы. Глину развожу в воде. Для крупного изделия добавляю в ее состав раздолбленный огнеупорный кирпич. Леплю. Раскрашиваю, пока глина сырая. Будущую посуду покрываю порошкообразным стеклом, смешанным с клеем. Дня два изделие сохнет. Потом обжигаю его в специальной печи. Они сейчас все электрические, с мощной нагревательной способностью и теплоизоляцией. Необходимая температура - тысяча градусов. Иногда требуется меньше, какая глина сколько выдержит. Многое зависит от характера печки. Поэтому лучше "агрегат" построить самому. К тому же прибалтийские очень дорогие. - Специальную глину берете? - Главное, чтобы на ощупь была она жирная, мягкая и эластичная, наподобие пластилина. Многие керамисты, в том числе и я, привозим ее из села Ивановка, что близ Токмака. В советское время это сырье использовал керамический цех при стекольном заводе. Пробовал изготовлять изделия из глины Ат-Баши, не получилось, когда высушил, появились трещины. В ее составе много песка. - Какие изделия делать сложнее всего? - Трудно выполнять требования заказчика. Когда творишь для души, все кажется простым и легким. - Есть у вас любимые работы? - Очень нравится сюжет земледелия, а из форм - настенные блюда. Все они для меня дороги. Но если просят, дарю. Думаю, пока я жив и здоров, появятся новые, лучшие изделия. В урочище Саймалуу-Таш содержится крупнейшее в Центральной Азии скопление петроглифов - около 90 тысяч. Эта тема открывает для меня огромные творческие возможности. Фото Владимира ВОРОНИНА. Анастасия ХОДЫКИНА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/28031/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007