Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
24 марта 2009 | ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА |
Пришел на ум куррикулум"На международной выставке "Туризм без границ" посетители были поражены стендом фирмы Preved-Medved-Tour. Прямо в павильоне установлен надувной глобус высотой с четырехэтажный дом. А вокруг него летают пчелы, символизирующие самолеты, которые перевозят туристов. Похоже, насекомые самые настоящие. К счастью, никто из посетителей не пожаловался на укусы, и защитники животных тоже не выражали протестов..." Это не описание чужих достижений и не образец рекламных находок. Это пример задания из международного теста PISA, рассчитанного на 15-летних школьников. Нужно ответить на вопрос: можно ли считать математически корректным использование пчел в качестве моделей самолетов? Большинство наших школьников с этим заданием не справились. Они не сообразили, что, во-первых, из текста нужно вычленить именно математическую задачу. Во-вторых, следует отбросить незначимые детали типа "укусов" или "защитников животных". В-третьих, необходимо оперировать не точными цифрами, предложенными в задании, а приблизительными значениями из повседневного опыта (высота этажа -около 3,5 м, длина пчелы - примерно 2 см). В-четвертых, нужно задействовать информацию из другой науки - географии (диаметр Земли равен примерно 13 тыс. км). Только в этом случае можно найти правильный ответ: использование пчел некорректно, поскольку в том масштабе, в котором выполнен глобус, пчела-самолет соответствует 1-2 км. Хорошую вещь PISA не назовут Кыргызстан участвует в международном тестировании, чтобы оценить достижения наших учащихся с позиции современных приоритетов, выявить слабые звенья в системе школьного образования и обратить на них особое внимание. Результаты первого тестирования показали, что ситуация в отечественном образовании не такая плохая, как мы думали. Все гораздо хуже. - Наши школьники не умеют работать с информацией, представленной в виде разных блоков, - отметили сотрудники Второго проекта образования Азиатского банка развития. - Они не умеют привлекать данные, которые не содержатся непосредственно в условиях задания. А уж когда для решения задачи, например, по физике нужно задействовать знания по биологии или истории, тут совсем беда. В нашем образовании между разными дисциплинами прочная бетонная стена. А ведь мир, в котором придется жить, единый. В общем, результаты тестирования продемонстрировали: нам недостаточно просто учить (или учиться) лучше. Нужно делать это совсем по-другому. - Задача нашей системы образования - загрузить в память школьника как можно большее количество дат, формул и фактов, - считают специалисты проекта АБР. - В результате дети не умеют решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. На примере это можно объяснить так. Допустим, человек знает 1000 английских слов, другой только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот этих навыков нашим школьникам и не хватает. АБРазовательные инициативы - Международное тестирование продемонстрировало: система образования нуждается в реформировании, - говорит координатор по информированию общественности Второго проекта образования АБР Мира Осмоналиева. - Конечно, в последние годы вносились некоторые изменения в существующие учебные планы, были разработаны государственные образовательные стандарты нового поколения, которые впоследствии несколько раз пересматривались и модифицировались. Однако желаемые результаты не были достигнуты. На основании этого специалисты АБР заговорили о необходимости разработки так называемого институционального рамочного Национального куррикулума. Мудреное слово "куррикулум", которым сегодня ловко оперируют чиновники от образования, буквально означает "бег, дистанция", то есть то, что надо пройти для достижения результата. Школьный куррикулум предполагает переход к образованию, ориентированному на результат. - Национальный куррикулум - это система нормативных документов, закрепляющая общие ожидания от системы образования, - поясняет Мира Осмоналиева. - Он используется как инструмент. Национальный куррикулум задаст логику для разработки учебных планов и программ, разработки системы оценивания, а также педагогических стандартов в высшем образовании. Уже подготовлен вариант нового государственного стандарта для учеников 1-4 классов. Кроме того, ведется работа по уменьшению числа учебных часов с 23 до 21 в неделю. Куррикулумы для учеников 5-9 и 10-11 классов находятся в стадии разработки. Мнение непосторонних При утверждении новых стандартов (куррикулумов) будет учитываться мнение всех заинтересованных сторон: учителей, учеников и их родителей. Естественно, что учителя свой предмет считают главным в школьной программе и активно ратуют за более глубокое его изучение. Чтобы понять, чего хочет ученик, мы провели небольшой опрос среди старшеклассников одной из столичных школ. Понятно, что наше исследование не претендует на статистическую достоверность. И все же картина получилась занятная. Ученики чаще всего оперируют понятиями "нравится - не нравится". Если предмет нравится, то часов по нему должно быть больше, и наоборот. При этом любовь к предмету зависит от личности учителя. "Благодаря нашей учительнице я получаю необходимые знания и потому люблю этот предмет", - написали многие школьники в анкете. Причем чем больше ребенок любит предмет, тем чаще он готов им заниматься. Исключение - иностранный язык. Здесь пожелания увеличить количество часов никак не были связаны с отношением к педагогу. "В современном мире знание английского языка является таким же обязательным элементом грамотности, как умение писать, читать и считать. В школе же преподавание иностранного языка оставляет желать лучшего. Да и чему можно научить за два часа в неделю?" - задают риторический вопрос старшеклассники. Что касается полезности знаний, получаемых в школе, то складывается ощущение, будто дети вообще не задумываются над этим вопросом. По крайней мере, они ограничились повторением избитых фраз типа "учение - свет", "не бывает лишних знаний", "все науки хороши". Вероятно, ученики не задают себе таких вопросов потому, что наша система образования слабо ориентирована в профессиональном плане: у нас все учатся по одной программе (исключения - школы с уклоном). В результате даже питомцы выпускных классов слабо представляют, кем они хотят стать. Чаще всего школьники мечтают о "модных" специальностях экономиста или программиста, а нередко об обеих сразу. При этом не стараются изучить профилирующие предметы. Так, один учащийся написал: самые сложные для меня предметы - экономика и алгебра. При этом на вопрос, кем хочет стать, ответил: финансистом. Встречаются и оригинальные ответы: "буду бизнес-леди", "мечтаю стать женой олигарха" и даже "в будущем я стану генералом". А что? В конце концов, плох тот солдат, который этого не хочет. Жизнь учил не по учебникам Внедрение новых стандартов образования - дело непростое. Нужно переобучить огромное количество педагогов, подготовить и издать новые учебники и методические пособия. - Учебники для общеобразовательных школ должны быть альтернативными, чтобы школы, учителя и ученики могли выбрать наиболее приемлемый для себя вариант, - отметил международный консультант Азиатского банка развития Тони Рид. - В написании учебников большая роль должна принадлежать учителям-практикам. Но даже если международные организации и помогут разработать нам новые учебники, то где взять средства на их издание? Ведь в школах республики катастрофически не хватает учебников даже по старым программам. - В классах с русским языком обучения ситуация более или менее нормальная: учебники остались с советских времен, да и российское посольство активно помогает, - говорят учителя. - А вот в кыргызских классах положение просто удручающее. По отдельным предметам на весь класс выделяется два-три экземпляра. В Министерстве образования и науки утверждают: чтобы школы не испытывали нехватку учебников, необходимо выделять 100 миллионов сомов ежегодно. Несколько лет подряд эти деньги собирались в основном за счет родителей, которые вносили от 30 до 60 сомов за один комплект пособий. Но в 2007 году арендная плата за учебники была отменена. Тогда нужную сумму удалось найти: часть средств выделил Фонд по преодолению бедности Всемирного банка, большую сумму выделил фонд президента, огромную помощь оказало посольство России и другие организации. В прошлом году тогдашний министр образования Ишенкуль Болджурова выступила с предложением снова ввести плату за аренду школьных учебников, в обществе началась дискуссия по этому вопросу. Точку в споре тогда поставил Курманбек Бакиев. - Среднее образование гарантировано у нас Конституцией. А следовательно, обеспечивать учебниками обязано государство, - подчеркнул президент страны. - Ни в коем случае не следует вводить плату за аренду учебников. И поручил правительству выделить дополнительно 100 млн сомов на выпуск школьных учебников на кыргызском языке. Но их по-прежнему не хватает. Так, для полноценного обеспечения школ учебниками на кыргызском языке необходимо 8 млн экземпляров книг, а их на сегодняшний день всего 3 млн 900 тысяч. Международыне организации снова заговорили о том, что в нынешней экономической ситуации единственный выход - введение платы за аренду учебников. - Это позволит обеспечить школьников книгами по всем общеобразовательным предметам, - считает Тони Рид. - Денежные средства, поступающие от аренды, можно собирать в специальных общественных фондах, которые контролируются и подотчетны родительским комитетам и школам. А администрации общеобразовательных учреждений пусть ежегодно проводят анализ и выявляют ситуацию, какие учебники и какими тиражами выпускать. Родители в целом готовы смириться с этим. - Конечно, мне легче заплатить за аренду учебников, чем покупать их на рынке по астрономическим ценам, - отметила Айнура Акматалиева из Токмака. - Алгебра - 450 сомов, пособие по истории Кыргызстана не достать, одна книга на трех учеников. Наверное, в наших условиях арендная плата - единственный выход. При этом родители должны требовать от школы, чтобы она обеспечивала необходимыми учебниками. Дали в зубы В средних школах Московского района Чуйской области прошла благотворительная акция "Пять правил твоего здоровья". Ее провели Общественный фонд "Здоровое поколение" и депутат Жогорку Кенеша Юрий Данилов. Школярам рассказали о необходимости вести здоровый образ жизни. В качестве проводника на пути к здоровью ученикам младших классов и воспитанникам детских домов вручили по новенькой зубной щетке. Наталья ТИМИРБАЕВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/27095/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007