Распечатать: Градус как мера образования РаспечататьОставить комментарий: Градус как мера образования Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Градус как мера образования Посмотреть комментарии

3 февраля 2009

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Градус как мера образования

    Для учеников 852 школ республики третья четверть начнется только 2 марта. Таким образом, зимние каникулы для них будут длиться два месяца.

Большинство школ республики находится на автономном отоплении. Когда-то это были печки, которые каждое утро топил школьный сторож. Однако в 90-х годах прошлого века начался повальный перевод образовательных учреждений на обогрев за счет электричества. Тогда казалось, что это позволит обществу решить и материальные, и экологические проблемы. В результате из 2113 школ 1117 отапливается за счет электроэнергии. В том числе 440 школ - на электрокотельном оборудовании, 677 - на электрообогревателях. Но, как известно, все в мире движется по спирали. В середине 2008 года в республике была объявлена акция под деликатным названием "перевод школ на альтернативные виды топлива". Под альтернативными видами топлива скрывается все тот же уголь, а порой и кизяк. Однако на эту акцию денег найти не удалось. Еще бы, по расчетам специалистов из Минобразования, на перевод с электрического отопления на твердое топливо одной школы, рассчитанной на 700 учебных мест, потребуется 2,5-3 миллиона сомов (70-85 тысяч долларов). В результате на альтернативные виды топлива к началу этого отопительного сезона должны были быть переведены 308 школ, в которых старая система обогрева сохранилась. Однако в некоторых из этих школ насосы, подающие воду в систему, работают от электричества, так что и этот план частично сорвался. В то же время для 14 "электрических" школ Бишкека было сделано исключение. Расстаралась столичная мэрия, заключив с Минпромэнерго договор. Главным аргументом был тот, что образовательные учреждения столицы не превысили лимит, а потому могут работать без перебоев. Кроме того, продолжают работать восемь школ-интернатов и пять детских домов, которые находятся на электроотоплении. Оно и понятно, ведь распустить воспитанников этих учреждений на бессрочные каникулы невозможно. Тем не менее чтобы приравнять эти объекты к учреждениям особого типа, таким, как больницы, понадобилось обращение МОиН в Минпром-энерго.

    Ситуация сложная, но не катастрофическая

    Представители Министерства образования и науки призывают педагогов, учеников и их родителей не впадать в панику.

    - Учителя получат зарплату в полном объеме, - заверяет начальник управления дошкольного, школьного и внешкольного образования Министерства образования и науки КР Дамира Кудайбергенова. - Ни о каком отпуске за свой счет речь не идет, тем более что в это время учителя будут повышать квалификацию в Академии образования республики. Нужно учесть и то, что продление нынешних каникул произошло за счет уплотнения учебного процесса, а также весенних каникул. Так что просто перераспределилась рабочая нагрузка. Детальный расчет производила специальная рабочая группа. Нормирование рабочего дня учителей, а также их заработная плата на период вынужденного отпуска будут осуществляться по тарификации, утвержденной районными (городскими) отделами образования на 2008/09 учебный год.

    Не стоит беспокоиться учителям и по поводу отпусков.

    - Отдохнуть летом успеют все, - обещают в МОиН. - Ведь в школах с электроотоплением учебный год продлевается незначительно по сравнению с другими учебными заведениями. График отпусков будет как всегда утверждаться совместным решением администрации школы, профсоюзного комитета и самих учителей. Если администрация школы и педагогический коллектив обеспечат нормальное прохождение учебной программы, проведут переводные экзамены, итоговую государственную аттестацию выпускников, то учителя начальных классов могут оформлять отпуск, начиная с 15 июня, учителя среднего звена - с 22 июня, те, кто задействован на госэкзаменах, - с 29 июня.

    Волнуются и родители учеников. Те, чьи чада уже заканчивают школу, переживают по поводу того, успеют ли их детки усвоить программу в полном объеме. Остальных больше тревожит вопрос летнего отдыха.

    - Мы максимально постарались решить и эти проблемы, - заверила Дамира Кудайбергенова. - Естественно, учебная программа будет пройдена полностью. Для этого школы, которые учатся по пятидневной системе, временно перейдут на шестидневное обучение, там, где это возможно, увеличится количество уроков в расписании. Что касается летних каникул, то они сократятся незначительно. В выпускных классах - 9-м и 11-м - учебный год продлится до 6 июня. Ученики с 1-го по 8-й класс, а также десятиклассники будут учиться до 13 июня. Обычный же учебный год заканчивается 25 мая.

    Не решить нам всех проблем

    Считается, что нынешняя ситуация форс-мажорная и связана исключительно с энергетическим кризисом. В связи с этим смущают два обстоятельства. Во-первых, сам путь выхода из кризиса. Школьники и учителя традиционно считаются у нас самым надежным источником дополнительной рабочей силы. Они метут улицы к приезду важных делегаций, участвуют в предвыборных мероприятиях, агитируют и пропагандируют. Учителя являются и материальным столпом общества. Иначе как объяснить тот факт, что из их нищенского жалованья деньги вычитаются на различные "благотворительные" нужды. Так, по данным исследования, проведенного специалистами ЮНИСЕФ, учителей вынуждают покупать марки различных организаций, лотерейные билеты, книги отечественных мыслителей, подписываться на республиканские газеты. Учителя, которые являются самой незащищенной и социально обездоленной группой специалистов, обязаны поддерживать различные марафоны и телемосты. Например, в фонд празднования юбилея Таласской области у бедных педагогов вычли трехдневную зарплату. А в Иссык-Кульской области во время одного из марафонов каждой школе установили план - 10 тысяч сомов. Удивительно ли, что именно учителей бросили на амбразуру энергетического кризиса. Другого выхода не было? Однако министр экономического развития и торговли Акылбек Жапаров посчитал однажды, что снижение коммерческих потерь энергетиками на 4 процента позволило бы республике обойтись без продления каникул. Но и это еще не все.

    Подавляющее большинство школ нашей республики построено до 60-х годов прошлого века. В некоторых районах детям приходится учиться в зданиях, переоборудованных под учебные заведения. Так, например, школа имени Буденного села Кепер-Арык Московского района размещена в бывшей конюшне (интересно, когда школе присваивали имя, учли этот факт, или параллель получилась случайно?). И этот пример не единичный. Не случайно еще герой повести Чингиза Айтматова "Первый учитель" Дюйшен Таштанбеков устраивает школу в бывшей байской конюшне. На заре советской власти такое решение было вполне оправданным, плохо, что ситуация остается на том же уровне и сейчас. Инфраструктура в таких школах разрушена: течет кровля, нарушена электропроводка, рассохлись оконные рамы. В результате даже в некризисные годы поддерживать нормальную температуру в учебных классах многих сельских школ не получается. Как следствие, многие родители в особо сильные морозы просто не пускают своих детей в школу, опасаясь за их здоровье.

    И вроде бы чиновники на всех уровнях говорят о необходимости решать эти проблемы, но пока деньги на эти цели находятся преимущественно у международных организаций. Так, на грант Каталитического фонда отремонтированы здания 49 школ Баткенской, Нарынской и Чуйской областей. При этом практически во всех школах пришлось реабилитировать коммунальную систему, демонтировать окна, двери, полы. В более или менее комфортных условиях учатся ученики столичных школ. В них в целом, по данным отдела гигиены детей и подростков департамента санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава республики, температура соответствует санитарным нормам. То есть в классных комнатах не ниже 18 градусов, в коридорах и спортивных залах - не ниже 17, в раздевалках должно быть теплее - 19 градусов. В сельских же школах администрации и учителям приходится думать не об учебном процессе, а о том, как не дать замерзнуть своим ученикам.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/26404/


Распечатать: Градус как мера образования РаспечататьОставить комментарий: Градус как мера образования Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Градус как мера образования Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007