Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
27 января 2009 | ЭКОНОМИКА |
Вода: количество, качество, потреблениеПо данным российских СМИ, Кыргызстан замкнул двадцатку стран, наиболее обеспеченных пресной водой. Самые обеспеченные на планете Канада, Норвегия и Новая Зеландия, которые имеют 90104, 83735 и 81562 кубометра пресной воды на душу населения в год соответственно. Россия занимает в рейтинге 7-е место - 29940 кубов. По оценкам экспертов, у нас приходится 9105 кубометров на человека. Из стран СНГ впереди нас Грузия - 11315 и Таджикистан - 10469. Среднемировой показатель составляет 5418,3 кубометра. Фактор территории может кардинально изменить показатели. Для небольшой Грузии среднестатистическая оценка достаточно объективна. А вот для огромной России - нет. Калмыкия и Красноярский край обеспечены пресной водой по-разному. Не учитывает статистика и качество воды. Хотя мы проигрываем России 13 позиций рейтинга, но я скорее сделаю чай на бишкекской воде из горячего крана, чем на московской из холодного. Хотя горячая вода считается технической. В Кыргызстане вода вкусная. Большинство гостей республики отмечают эту ее особенность. Это в столице и больших городах. А вот на селе картина иная. Питьевой воды не хватает. Проблема не новая, но прорыва в ее решении пока не произошло. И виной тому не нехватка воды, а несовершенство системы водопотребления. "В Кыргызстане айылные округа не оказывают действенной помощи сельским общественным объединениям потребителей питьевой воды", - заявил на коллегии Национального агентства по делам местного самоуправления начальник управления ведомства Аалы Жумагулов. Сельские общественные объединения потребителей питьевой воды, имеющие на своем балансе систему сельского водоснабжения, не могут выступить гарантом возврата кредитных средств, а айылные округа, не будучи собственниками системы сельского водоснабжения, не несут ответственности за сохранность, эксплуатацию системы и возврат кредитных средств. В связи с чем миссии Всемирного банка и Азиатского банка развития предлагают передать систему сельского водоснабжения в собственность айылных округов и поселков с дальнейшей ее передачей сельским общественным объединениям потребителей питьевой воды, а департамент сельского водоснабжения - в ведение Национального агентства КР по делам местного самоуправления. Данное предложение поддержано администрацией президента. Вода как хозяйственный элемент Постановлением Жогорку Кенеша в расходах республиканского бюджета на 2009 год заложены средства на создание нового государственного органа, который будет призван решать водные проблемы. О необходимости его создания рассказывает консультант проекта Всемирного банка Кирилл Валентини: "Орган, который будет руководить водным сектором, должен обеспечивать баланс прав и интересов всех категорий водопользователей. И если он, как сейчас, находится в структуре отраслевого министерства, то вынужден прежде всего обеспечивать интересы этой отрасли, пусть даже и ключевой для страны. Ныне функции управления водными ресурсами и водным хозяйством временно возложены на департамент водного хозяйства Минсельводхозпрома. Очевидно, что он не может играть роль "хозяина воды" или даже беспристрастного арбитра в водных отношениях. Вторая сторона проблемы заключается в том, что в республике акцент в управлении водным сектором сделан на водохозяйственную инфраструктуру, в том числе ирригационную. Так управлять привычнее: открыл затвор - пустил воду. А нам необходимо научиться управлять водой как природным ресурсом, обеспечивая максимальную отдачу от каждого ее кубометра, учитывать потребности энергетики и промышленности, сельского хозяйства и населения. Но при этом гарантировать устойчивость природных водных экосистем и не забывать о нуждах будущих поколений, не говоря уже о выполнении соглашений с соседними странами. При существующей системе мы работаем в ущерб и себе, и межгосударственным отношениям, и будущим поколениям, и экологии. Яркий пример - нынешний год. Мы минувшей зимой сбросили воду из Токтогульского водохранилища, оставив без света половину населения страны зимой нынешней. Стоит упомянуть и о том, что сейчас в структуре правительства вопросами управления водными ресурсами и водным хозяйством занимаются несколько ведомств. Это экологи, геологи, министерства сельского хозяйства, здравоохранения, чрезвычайных ситуаций. Словом, формальных "хозяев" у воды много, а взаимодействия между ними нет. Тот же гендиректор департамента водного хозяйства не менее пяти раз в год встречается с коллегами из Казахстана или Таджикистана, но я не припомню, чтобы он столь же регулярно встречался с коллегами из республиканских министерств. Почему так? Просто ведомственные интересы преобладают над государственными. Каждое ведомство стремится иметь побольше полномочий, под них получать дополнительное финансирование, а потому рассматривает всякое смежное министерство или агентство как конкурента, а не партнера". Министерство воды У нас в республике вся информация о воде разбита по отраслям. Скажем, у гидрогеологов есть своя база данных, у департамента водного хозяйства - своя, у экологов - тоже. Единой национальной информационной системы нет. Поэтому ни премьер-министр, ни президент не располагают достоверными сведениями о ситуации в водном секторе. Чтобы тот же глава правительства в любой момент мог получить исчерпывающую информацию, нужна национальная база данных. Тогда он сможет принять адекватное решение. Теперь же будет сформировано одно ключевое ведомство, которое, надеюсь, сможет достойно распорядиться национальным достоянием. Но есть и опасения, что страна получит очередного естественного монополиста. Значит, необходимы эффективные механизмы противодействия этому. Новый Водный кодекс предусмотрел этот фактор. В нем оговаривается создание Национального водного совета, в состав которого входят представители всех заинтересованных сторон и общественности. Он не должен управлять водными ресурсами и самим министерством, но призван наблюдать за тем, чтобы "хозяин воды" создавал и реализовывал свои планы с учетом интересов государства, природы и населения. Деньги на воду На обеспечение чистой водой более 300 сел Кыргызстана в период с 2009 по 2012 год планируется потратить $59 миллионов. Об этом на заседании парламента сообщил теперь уже бывший министр сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности Арстанбек Ногоев. По его словам, в связи с увеличением издержек АБР согласился выделить $30 миллионов на реализацию проекта в четырех областях страны: Чуйской, Ошской, Баткенской и Джалал-Абадской. Остальные средства предоставят Всемирный банк ($20 миллионов) и правительство ($9 миллионов). Что же касается Иссык-Кульской, Нарынской и Таласской областей, то на реализацию в них аналогичного проекта, возможно, будет выделено более $20 миллионов, о чем ведутся переговоры с ВБ. Отвечая на вопрос одного из депутатов, Арстанбек Ногоев признал, что в ходе реализации первого этапа проекта были допущены многочисленные нарушения, в частности, около 30 миллионов сомов использовано не по назначению. "Из этой суммы почти 12 миллионов сомов государству вернули, а по 18 миллионам сомов Генеральной прокуратурой возбуждено 14 уголовных дел и проводятся мероприятия по возмещению денег". Кыргызстан - резервуар с чистой питьевой водой регионального масштаба. Уже пришло понимание богатства, но нет механизмов его реализации. А начинать надо с малого - обеспечить достаточным количеством воды всех и каждого гражданина страны. Задача сложная, но выполнимая. Петр ЧЕРНЯК. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/26297/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007