Распечатать: Разговор по душам РаспечататьОставить комментарий: Разговор по душам Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Разговор по душам Посмотреть комментарии

27 января 2009

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Разговор по душам

    Среднее образование Кыргызстана стоит на пороге коренных перемен. На этот раз финансовых. В республике состоялся круглый стол по обсуждению принципов подушевого финансирования в общереспубликанских школах. В его работе приняли участие члены правительства, представители Министерства образования и науки, Жогорку Кенеша, международных донорских и неправительственных организаций.

Принципиальное отличие системы от традиционной в том, что раньше финансировались школы, а теперь - школьники. Идея проста и понятна. При том, что в Бишкеке школ не хватает, в некоторых из них фиксируется недобор. А в отдельных школах учеников в полтора, а то и в два раза больше того, что предусмотрено генпланом. Эти  гимназии и лицеи в народе именуют престижными, их номер знает любой бишкекчанин, у которого есть ребенок школьного возраста. Чтобы поступить в такое образовательное учреждение, родителям предлагают сделать взнос в фонд школы, а детям - пройти собеседование или тестирование.

    Напрасно работники Министерства образования и науки говорят, что в переполненных классах даже самый талантливый учитель не может обеспечить нормальный уровень подготовки. У родителей по этому поводу своя точка зрения. Кстати, правильность такой позиции опосредованно подтвердили и результаты международного тестирования PISA и исследования НООДУ. В общем и целом наши дети показали крайне низкие результаты. Однако было подчеркнуто особо, что "уровень учеников школ, имеющих высокий социально-экономический статус (те самые престижные. - Авт.), в целом гораздо выше уровня других школьников". Вот и получается, что система образования все больше напоминает рыночную со всеми ее правилами и изъянами. А если есть конкурентная борьба, побеждать должен сильнейший. Те, кто имеют марку, бренд, должны иметь возможность открыть больше первых классов. Сегодня это выгодно только потому, что родители сами готовы платить за обучение своих детей. При подушевом финансировании это становится выгодно и с точки зрения получения бюджетных денег. Ведь в этом случае деньги приходят вместе с каждым учеником.

    В прошлом году опыты по внедрению подушевого финансирования начались. С подачи Всемирного банка в ряде школ Ысык-Атинского района Чуйской области был реализован пилотный проект. Утверждается, что его результаты можно назвать положительными. В отчете сказано, что "в ходе использования принципов подушевого финансирования учреждений образования появляются возможности внедрения системы поощрения преподавателей, показывающих лучшие результаты в обучении, следовательно, появляется возможность реформирования заработной платы учителей, а также появления отдельного компенсирующего механизма финансирования для школ, слабо обеспеченных необходимыми ресурсами для равного доступа к образованию детей и улучшения его качества".

     - Отечественная система образования нуждается в интеграции с общемировой системой получения знаний. В этом аспекте переход на подушевую систему финансирования необходим, так как позволит нам качественно улучшить как методику преподавания, так и качество самого образования, получаемого нашими детьми в средней школе, - резюмировала вице-премьер-министр Уктомхан Абдуллаева.

    В целом согласны с этой точкой зрения и администрации школ, прошедшие через горнило эксперимента. Но при переводе всей системы среднего образования на новые рельсы они предлагают обратить внимание на некоторые нюансы.

    - Если количество учеников невелико, то применять принцип подушевого финансирования невозможно, - отметила директор школы села Киршелк Гульмира Казымкулова. - У нас в школе 300 учеников, так денег во время опыта хватало только на зарплату. Такая программа хорошо работает в школах, где более 1200-1300 учеников. Конечно, мы многому научились за время реализации проекта, но хотелось бы, чтобы для маленьких школ разработали другую, более действенную программу.

    - При подушевом финансировании, как ни странно, могут проиграть школы с сильным педагогическим составом, - считает независимый эксперт Шодибек Кадыров. - Если в школе больше половины педагогов имеют высшую категорию, соответственно они должны получать большую зарплату, и получится так, что 75% финансовых вложений будут уходить только на выдачу зарплаты учителям. С другой стороны, подушевое финансирование должно формировать конкуренцию между школами. Но в районах нет выбора вообще, потому что в каждом селе есть только одна школа и в нее-то и идет ребенок. Успешность таких учебных заведений зависит не от уровня образования, которое можно получить в их стенах, а от демографической ситуации в регионе.

    Тем не менее специалисты уверяют, что подушевое финансирование - единственный объективный способ финансирования образовательных учреждений. Другое дело, как будет работать этот механизм в наших условиях. И после того как такой принцип станет общереспубликанским, не появятся ли в школьных списках "мертвые души"? 

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/26294/


Распечатать: Разговор по душам РаспечататьОставить комментарий: Разговор по душам Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Разговор по душам Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007