Распечатать: Алмаз КУРМАНКУЛОВ: Не cохранить тайгана -моральное преступление РаспечататьОставить комментарий: Алмаз КУРМАНКУЛОВ: Не cохранить тайгана -моральное преступление Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Алмаз КУРМАНКУЛОВ: Не cохранить тайгана -моральное преступление Посмотреть комментарии

4 ноября 2008

ПЕРСОНЫ

Алмаз КУРМАНКУЛОВ: Не cохранить тайгана -моральное преступление

    В Министерстве юстиции находится на рассмотрении заявление о регистрации общественного объединения "Кыргыз тайганы". Решение о его создании было принято на июльской конференции Кыргызохотсоюза. Президентом организации избран кинолог, эксперт первой категории по борзым Алмаз Курманкулов. С ним наша беседа.

- Алмаз Бердигулович, в чем необходимость создания нового объединения?

    - Тайган - уникальный вид борзой, сейчас находится под угрозой исчезновения. Цель нашего общества - сохранение и увеличение численности этой аборигенной породы собак.

    - Но ведь прежде уже существовала подобная организация?

    - Да, создавался общественный фонд. Но это ни к чему не привело: учет и регистрацию так и не удалось наладить. Лишь немногие охотники и чабаны решились на поездку в город, чтобы оформить все бумаги. Раньше-то они никогда не вели такую документацию.

    Статус общественного объединения дает больше возможности. Активисты нового объединения Алмаз Акунов, Манас Султанов, Толкун Тайгуров, Мирлан Жалгасымов, Майрамкул Асаналиев, Эмиль Анапиянов уже начали планомерную деятельность. Подключилось и Министерство туризма: оно выделило нам помещение под штаб-квартиру. Предстоит кропотливая работа. Тайганов в Кыргызстане много, около тысячи, но чистокровных особей - всего порядка двадцати. Из общего числа можно выделить также сорок-шестьдесят метисов, из которых методом племенного отбора и очистки мы пытаемся вывести породу. Она очень древняя. На Енисее, в Минусинской котловине, есть наскальные рисунки вислоухих собак с саблевидным хвостом - предков тайгана, которым четыре тысячи лет. В эпосе "Манас" он упоминается как полностью сформированная порода.

    - Двадцать особей - это ведь крайне мало?

    - В древности каждый добытчик зверя имел тайганов. А уже в середине ХIX века их держали только охотники. В первую мировую войну для защиты южных границ были посланы солдаты царской армии, они привезли с собой нарезное оружие - берданы, карабины, точность и дальнобойность которых позволяла обходиться без тайганов. Численность их заметно сократилась и за годы Великой Отечественной войны. Введенный во времена Хрущева налог на домашнюю живность также сильно подорвал их поголовье. Достается тайгану и от проводимого периодически отстрела бродячих собак: ведь на тайгана не наденешь ошейник, свобода - его образ жизни.

    Так численность породистой собаки уменьшалась и уменьшалась. Завершает дело миграция сельского населения в город.

    - И каково же будущее породы?

    - Можно отметить, что в последние годы наше общество все чаще задается этим вопросом. Появились энтузиасты. Многие заводчики понимают необходимость централизованного племенного ведения. Их стараниями удалось удержать породу на стабильном уровне и несколько улучшить качество. Но этого явно недостаточно, и если мы сейчас потеряем то, что сохранилось, работать будет не с чем. Разве что за рубежом покупать то, что когда-то было отсюда вывезено. В России, в Казахстане, в Прибалтике есть тайганы, но они нуждаются в обновлении крови.

    - Есть ли спрос на тайгана за рубежом?

    - Нельзя сказать, что все тамошние любители охоты предпочитают эту породу. Часто покупают ее из-за декоративности и редкости. Хотели приобрести тайгана австралиец, канадец с Кумтора, двое американцев. Этим список и ограничивается. А те, кому действительно необходим тайган, не имеют возможности приехать сюда.

    - Вы считаете, что продажа за рубеж необходима?

    - Сейчас многие продвинутые тайганятники считают, что нужно вывозить собаку за рубеж и отдавать тем, кто сможет содержать животное в чистоте, сытости и довольствии и кто сохранит породу. Я считаю, такое мнение не патриотичным, в этом случае умаляется достоинство нашего кыргызского гражданина. Нужно подходить к этому вопросу комплексно: часть отдавать, часть оставлять. И опять же люди очень разные. И порой трудно найти гармонию - замечательный человек и прекрасная собака. Вот и пытаемся распределять этих щенков среди таких любителей, которые смогут прокормить животное без материального ущерба для себя, сделать прививку за четыре тысячи сомов и создать необходимый ему режим. Собака должна быть на природе не менее четырех часов в день, а дважды в месяц ее необходимо вывозить за город.

    - А сколько стоит тайган?

    - Установленной цены на тайгана нет, так как нет рынка нормальных собак. Но можно отталкиваться от прошлых времен. Раньше щенок тайгана стоил, как молодая породистая лошадь. Для сравнения: щенок кыргызской овчарки стоил барана. Сейчас же у людей нет возможности платить за щенка столько, поэтому цены договорные, в среднем 200-300 долларов. Цена же взрослого тайгана непрогнозируема: его могут вообще не купить, а могут и за очень крупную сумму.

    - Для планомерной работы необходимы специалисты. Достаточно ли их в Кыргызстане?

    - Знающих людей много: охотников, заводчиков, тех, кто когда-то содержал тайгана. Но чтобы определять породистость и выдавать на собаку документы, нужен определенный статус - кинолога-эксперта. Сейчас у нас один эксперт первой категории, это я, и шесть стажеров.

    - Так вы в Кыргызстане единственный специалист по тайганам! Как вы получили это звание?

    - По профессии я биолог-орнитолог. После окончания университета поступил на работу в Академию наук и в первую же экспедицию увидел тайгана в работе: в два удара он задрал козерога. Меня это поразило. С того времени, с 1987 года, стал собирать информацию о тайганах, а через некоторое время понял, что хочу специализироваться в этой области. И пришел работать в охотобщество кинологом. Вскоре решил получить категорию эксперта по тайганам. В Кыргызстане этому не учили. Два года стажировался в Москве и на основе рекомендаций тамошних специалистов Республиканский кинологический совет присвоил мне в 1994 году вторую категорию, а через четыре года - первую.

    - Что будет делать новое общество?

    - Будем работать в стандартном режиме: вести регистрацию, племенной отбор производителей, проводить выставки и полевые испытания. По их результатам будем отбирать поголовье. Планируем создать питомники, но пока у нас на это нет средств. Конечно, рассчитываем на поддержку государства. Ведь это дело должно быть общенациональным, поскольку достояние национальное. Мы и так потеряли очень многое: кыргызскую овчарку, тулпара - нашу боевую лошадь, аргамаков - тоже высококровных лошадей. Можно сказать, что из национального у нас остались только юрта, узоры и некоторые традиции. И вот тайган! Это очень сильная, мощная собака, способная уничтожить волка, завалить козерога и архара. Суперманевренная - может на большой скорости в горной местности круто менять направление. В то же время она адекватно реагирует на домашний скот и близка человеку.

    Я считаю, что не сохранить тайгана для потомков, для мирового биоразнообразия - моральное преступление. Потерять то, что в течение тысячелетий выращивалось, из-за халатности, тупости, лени просто непростительно.

    Анастасия ХОДЫКИНА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/25183/


Распечатать: Алмаз КУРМАНКУЛОВ: Не cохранить тайгана -моральное преступление РаспечататьОставить комментарий: Алмаз КУРМАНКУЛОВ: Не cохранить тайгана -моральное преступление Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Алмаз КУРМАНКУЛОВ: Не cохранить тайгана -моральное преступление Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007