Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
9 сентября 2008 | ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ |
Все мы потребителиПомните, как в советские времена торговые прилавки пестрели табличками: "Товар обмену и возврату не подлежит!". Тогда и в голову не приходило возвращать дефицит, приобретенный ценой неимоверных трат и усилий. Нынешнее законодательство вроде бы позволяет потребителям, купившим некачественную продукцию, отстаивать свои права. Но на практике у покупателей предостаточно поводов убедиться в том, что для многих торговцев и работников сервиса закон не писан. Хотя вышеназванных табличек почти нет (и тем не менее мы еще встречаемся с ними), но совковое "Товар обмену и возврату не подлежит!" присутствует почти у всех продавцов в уме. Действующий ныне Закон "О защите прав потребителей" был принят на заре независимости страны в числе первых. Тогда рынок уверенной поступью вошел в нашу жизнь, и на отечественные прилавки хлынула продукция порой далеко не лучшего качества. На помощь покупателям пришли общества защиты прав потребителей, которые совместно со специалистами государственных органов регулярно проверяли торговые точки. Информация о недобросовестных предпринимателях оперативно передавалась в СМИ. На страницах газет и с экранов телевизоров звучали предостережения, по каким адресам горожане рискуют ошибиться с покупками. Широкомасштабная антиреклама в прессе, а также судебные процессы, которые при активной поддержке обществ по защите прав потребителей выигрывали покупатели, во многом дисциплинировали продавцов. С той поры в нашей стране произошло немало перемен. Одна из главных - миграция населения со всех уголков республики в столицу. За короткое время население Бишкека удвоилось, и на сегодня в городе и окрестностях проживает полтора миллиона человек. С наплывом населения сфера обслуживания здесь оставляет желать лучшего. И глава государства на встречах с активом города неоднократно сетовал на столичный сервис, и в последнее время он улучшился. В частности, расширилась сеть респектабельных торговых домов. Однако стоит заметить, что высокие цены на товары - не всегда гарант столь же высокого качества. Так, одна моя знакомая в торговом доме, пользующемся популярностью среди горожан, без особого труда выбрала подходящую пару обуви. Однако удовольствие от удачной покупки рассеялось уже на вторые сутки. Лопнувший каблук не оставлял сомнений в том, что туфли проданы с производственным браком. Попытка воспользоваться своими законными правами завершилась категорическим отказом владелицы бутика. Недоуменно пожали плечами и в администрации магазина. Дескать, нам оплачивают арендную плату, а за качество товаров мы не отвечаем. В обществе защиты прав потребителей подтвердили, что ей должны вернуть деньги за бракованный товар или обменять его, и даже показали соответствующие статьи в законе. В общем, многочисленные хождения по мукам завершились нулевым результатом - предпринимательница осталась непреклонной. Выслушивая очередную раздраженную отповедь, покупательница выяснила, что "российско-итальянская" обувь закупалась на алматинской барахолке, где торгуют китайским ширпотребом. Дальнейшая перспектива выглядела унылой. Предстояло сдать туфли на экспертизу, равной по стоимости починке обуви в мастерской, а потом с полученными результатами отправляться в суд. Конечно, общество обиженных потребителей - полезная сила. Но для того чтобы вступить в него, нужны крепкие нервы и большое терпение. Ведь по свидетельству представителей общества защиты прав потребителей судебные разбирательства порой растягиваются на долгие месяцы. К тому же практика показывает, что рассмотрение дела - еще не все. Гораздо важнее добиться исполнения судебного решения. Между тем именно неисполнение решений суда, по мнению кыргызстанцев, сегодня является камнем преткновения правовой реформы. По единому признанию экспертов, многие положения закона на сегодня устарели. А тут еще произошла метаморфоза с инспекцией по защите прав потребителей нашего города. Когда она была самостоятельной, инспекторы помогали обманутым гражданам добиться справедливости. Опираясь на Закон "О защите прав потребителей", настаивали, чтобы продавцы приняли недоброкачественный товар обратно и возвратили за него деньги. Но инспекцию объединили с управлением торговли, услуг и защиты прав потребителей и заступаться за бишкекчан стало практически некому. Благо существуют еще центры и общественные организации, такие как "Вигенс", "Юстин", "Айкын ", которые защищают потребителей от недобросовестных продавцов. Необходим новый закон, чтобы защитить потребителей. А пока смирение остается матерью отечественного сервиса. Геннадий ХОЛКИН. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/24407/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007