Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
17 июня 2008 | ПЕРСОНЫ |
Валентин Власов: ШОС — эффективная система регионального сотрудничестваВ августе прошлого года Кыргызстан передал эстафету председательства в Шанхайской организации сотрудничества Таджикистану. Очередной саммит глав государств ШОС должен состояться в Душанбе 28 августа. И хотя до этого важного события более двух месяцев, оно уже привлекает внимание мирового сообщества. Редакция "МСН" обратилась к послу Российской Федерации в Кыргызстане Валентину Власову и попросила ответить на ряд вопросов. - Валентин Степанович, что дает России членство в ШОС? - Как мне представляется, когда мы рассматриваем такие масштабные проекты, как Шанхайская организация сотрудничества, необходимо уходить от узких оценок. Сама сущность глобализационных процессов заставляет по-иному подходить к пониманию важности интеграционных объединений. Сегодня правомерно утверждать, что совместными усилиями России, Киргизии, Казахстана, Китая, Таджикистана и Узбекистана формируется организация, которая имеет все возможности стать крупнейшей в мире системой регионального сотрудничества. Формат ШОС позволяет странам Центральной Азии направить основные усилия непосредственно на решение внутренних проблем Центрально-Азиатского региона и тем самым укреплять внутрирегиональное сотрудничество. Позитивным фактором в деятельности Шанхайской организации сотрудничества является объединение внутри одной структуры государств, понимающих опасность и проявляющих наибольшую заинтересованность в пресечении экстремизма, терроризма, других сопутствующих угроз региональной безопасности и стабильности. Членство в ШОС, в том числе и для России, создает необходимые условия для поступательного движения в сторону экономического и социального развития. - На Западе упорно поговаривают, что ШОС - это новый военно-политический альянс в противовес НАТО. Насколько справедлива подобная точка зрения? - Думается, для правильного понимания сущности и значения ШОС необходимо напомнить, что организация стала результатом "шанхайского процесса" на базе формулы "4 + 1" (Россия и три центральноазиатских государства, а также Китай), которая вначале использовалась для сотрудничества в урегулировании ряда приграничных вопросов, в первую очередь политического характера. Сегодня участники организации уделяют первостепенное внимание вопросам совершенствования деятельности ШОС, развивают и расширяют сотрудничество с ЕврАзЭС, Организацией Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Региональным форумом АСЕАН по безопасности (АРФ), Совещанием по выработке мер доверия в Азии (СВМДА). В последнее время притягательность ШОС в глазах остального мира объективно возрастает. Увеличивается число государств и многосторонних объединений, высказывающих заинтересованность в налаживании контактов. Это вполне объяснимо - ШОС доказала способность находить баланс интересов всех партнеров на основе равноправия и взаимного уважения. Организация руководствуется принципами, позволяющими конструктивно рассматривать любые вопросы и находить общеприемлемые решения на благо наших стран и народов. Мы с удовлетворением отмечаем заинтересованность в наращивании взаимодействия с партнерами по ШОС в ООН в контексте развития сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными структурами. Хотели бы, чтобы такое сотрудничество носило конструктивный и согласованный характер. В рамках организации накоплен опыт позитивного взаимодействия, достигнуты практические результаты, оказывается конкретная помощь, в том числе и государствам Центрально-Азиатского региона. Все это позволяет нам обоснованно противостоять попыткам извне ограничить сферу решаемых ШОС проблем, отвергать тезисы о якобы "поверхностных подходах" в работе Шанхайской организации сотрудничества. Хочу особо отметить, что приоритетами ШОС по-прежнему останутся гарантии политической стабильности, укрепление безопасности и расширение экономического сотрудничества в регионе. - Как вы оцениваете характер современных угроз и вызовов в регионе стран - участниц ШОС? - Отвечая на ваш вопрос, вновь возвращусь к Бишкекскому саммиту ШОС 2007 года, на котором были обозначены согласованные и принципиальные подходы государств - членов ШОС к проблемам региональной безопасности в Центральной Азии. Была признана взаимозависимость безопасности и развития государств, заявлено, что современным вызовам и угрозам безопасности можно эффективно противостоять лишь через объединение усилий мирового сообщества на основе согласованных принципов и в рамках многосторонних механизмов. Принципиально важным представляется и вывод о том, что односторонние акции не способны решить существующие проблемы. Особое внимание было обращено на то, что эффективная глобальная система безопасности может создаваться только под эгидой ООН и при строгом соблюдении ее устава, что сотрудничество в противодействии новым вызовам и угрозам должно осуществляться последовательно, без применения двойных стандартов, через строгое соблюдение норм международного права. К числу наиболее значимых проблем Центрально-Азиатского региона страны-участницы отнесли: обеспечение устойчивости экономики, сокращение бедности, выравнивание уровней социально-экономического развития, обеспечение экономической, экологической, энергетической, информационной безопасности, борьбу с наркоугрозой и ее негативным влиянием на регион, а также защиту населения и территорий государств - членов ШОС от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Государства-члены отметили востребованность коллективных наработок по противодействию новым вызовам и угрозам. Они дали высокую оценку деятельности Региональной антитеррористической структуры ШОС (в частности, авиабазы в Канте) и подтвердили, что она располагает серьезным потенциалом для дальнейшего совершенствования взаимодействия в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. - Не секрет, что отношения между Россией и каждой из пяти других стран - участниц ШОС складываются по-разному. Как отражается это на обстановке внутри ШОС? - На мой взгляд, наличие некоторой разницы в подходах к решению тактических задач является естественным обстоятельством, когда в рамках одного клуба собираются уникальные по-своему страны. В этом нет ничего нового и непреодолимого. Главным является понимание того факта, что приоритетами России, Киргизии, Казахстана, Китая, Таджикистана и Узбекистана по-прежнему останутся гарантии политической стабильности, укрепления безопасности и расширения экономического сотрудничества. При этом, как подчеркнул министр иностранных дел России С. В. Лавров, "участники ШОС привержены построению такой архитектуры безопасности, которая основана на безальтернативности многосторонних действий, взаимном уважении и равноправии всех членов мирового сообщества". Конечно же, решение проблем безопасности, и это очевидно, не может ограничиваться только совместным противодействием новым вызовам и угрозам. На повестке дня вопросы устойчивости глобальной экономики, защиты населения от природных бедствий, обеспечения информационной, энергетической, экологической безопасности. Ясно также, что развитие межгосударственных отношений невозможно без уважения к культуре, истории и традициям народов. Сегодня на передний план выдвигается задача поддержания межцивилизационного согласия. Как мне представляется, все участники ШОС едины в одном - они настроены на углубление отношений, еще более тесную координацию действий. - Какие аспекты деятельности ШОС наиболее эффективны на современном этапе и каковы перспективы организации в обозримом будущем? - Трудно выделить наиболее эффективные аспекты деятельности в силу многогранности задач ШОС. Сегодня ШОС привлекает к себе пристальное внимание и других стран, которые ищут новые формы интеграции. Среди наблюдателей - Индия, Иран, Пакистан и Монголия. Япония выразила заинтересованность в том, чтобы участвовать в работе организации. Бангладеш не исключает возможности поиска приемлемых вариантов взаимодействия с Шанхайской организацией сотрудничества. Не менее важным направлением деятельности остается построение "дуги стабильности". Ключевой проблемой деятельности ШОС продолжает оставаться укрепление региональной безопасности. Терроризм, сепаратизм и экстремизм по-прежнему ставят под угрозу мир и созидательный процесс в регионе. Государства - члены организации намерены и дальше совершенствовать уже наработанную нормативно-правовую базу, укреплять практическое взаимодействие органов, которым поручена борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия. Сегодня в Центрально-Азиатском регионе сосредоточен внушительный интеллектуальный потенциал, существуют значительные возможности для высокорентабельного сельскохозяйственного производства и одновременно огромный рынок для реализации его продуктов. Уже действуют программа многостороннего экономического сотрудничества, комплексный план по ее внедрению, в рамках которого определено 127 проектов, охватывающих энергетику, транспорт, торговлю, телекоммуникации, экологию, сельское хозяйство, научные исследования и другие области. К перспективным направлениям можно отнести идею осуществления в ближайшие 20 лет свободного передвижения товаров, капиталов, технологий и услуг. Идет процесс согласования инфраструктурных, транспортных, таможенных вопросов, без решения которых не может эффективно работать экономический механизм ШОС. Несомненно, важным является совместное движение к формированию единого рынка. И в этом плане уже многое сделано. Хочу подчеркнуть, что не единообразие, а многогранность, индивидуальные особенности каждого из государств формируют гармонию экономического строительства ШОС, поскольку таким образом формируется взаимодополняемость наших экономик. Полагаю, что строительство общего рынка может начаться с либерализации торговли по отдельным видам товаров, постепенному движению в сторону формирования зон свободной торговли с учетом международной практики. Инициатива сторон по созданию общего рынка должна быть направлена на сопряжение усилий всех партнеров для достижения единой цели - динамичного развития экономики каждой страны в сочетании с неуклонным повышением уровня жизни населения. Страны-участницы рассматривают и другие перспективные направления сотрудничества в рамках Шанхайской организации с учетом реально складывающейся ситуации. Я намеренно остановился на нескольких направлениях сотрудничества - проблемах экономики и обеспечения безопасности, так как считаю, что именно они определяют стабильное будущее наших народов, способность государств создать условия для повышения уровня жизни граждан. Вполне возможно, что ШОС уже в ближайшей перспективе может превратиться в одно из крупнейших геополитических объединений, организация распространит свое влияние от Арктики до Индийского океана и от Балтики до Тихого океана. - Как вы оцениваете нынешние российско-киргизские отношения и что, на ваш взгляд, мешает их более углубленному и динамичному развитию? - Напомню, что в ходе работы Бишкекского саммита ШОС состоялись многочисленные двусторонние переговоры лидеров стран организации. В ходе встречи В. В. Путин и К. С. Бакиев подчеркнули, что киргизско-российские отношения находятся на высоком уровне и никаких нерешаемых проблем между двумя странами на сегодняшний день нет. О том, что внешняя политика России сохраняет свою преемственность, свидетельствуют двусторонние переговоры президента РФ Д. А. Медведева и президента КР К. С. Бакиева во время проведения неформального саммита стран СНГ и XII Петербургского международного экономического форума. К. С. Бакиев вновь акцентировал, что во внешней политике Киргизстана Россия занимает особое место и взаимоотношения между нашими странами ставятся во главу угла. Российская Федерация на деле подтверждает свою открытость для расширения всесторонних связей с Кыргызской Республикой, совместного обсуждения предложений и поиска оптимальных решений, отвечающих интересам наших народов. Естественно, что любое движение вперед сопровождают проблемы как внутреннего, так и внешнего характера. Это неизбежный, но преодолимый фактор. Убежден, что нивелировать возникающие вопросы призваны, и делают это по мере их возникновения, российские и киргизские дипломаты, представители наших загранучреждений. Мне представляется, что только режим постоянного диалога, совместного поиска решений формирует условия для дальнейшей активизации интеграционных процессов и успешного развития российско-киргизских отношений. - Спасибо, что вы нашли время и любезно согласились ответить на интересующие нас вопросы. Фото Владимира ВОРОНИНА. Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/23385/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007