Распечатать: Отсутствие уязвимости, или Как получить медаль РаспечататьОставить комментарий: Отсутствие уязвимости, или Как получить медаль Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Отсутствие уязвимости, или Как получить медаль Посмотреть комментарии

30 мая 2008

ПЕРСОНЫ

Отсутствие уязвимости, или Как получить медаль

    Интерес к внешней политике в последнее время заметно возрастает. Может быть, это связано с глобализацией, когда, не выходя из дома, узнаешь новости других континентов. А может быть, причина в том, что Кыргызстан все чаще становится активным участником международных отношений. Если взять за аксиому последнее, то следует признать, что любое внешнее участие страны начинается внутри - в Министерстве иностранных дел. О некоторых аспектах формирования внешней политики Кыргызстана рассказал глава МИД Эднан КАРАБАЕВ.

    - Эднан Осконович, в этом году Кыргызстан председательствует в СНГ. В прошлом году - мы возглавляли Шанхайскую организацию сотрудничества. Но что кроме встреч высоких гостей, приносят Кыргызстану эти высокие посты?

    - Следует начать с того, что Кыргызстан, как и любое государство, работает в рамках международных и региональных организаций с позиции национальных интересов. Просто интеграция позволяет эффективнее решать различные вопросы. А приоритетом среди многих задач президент Кыргызстана определил развитие энергетического сектора и транспортных путей.

    Теперь что касается Шанхайской организации. Ведь на саммите, организация которого, кстати, стала показателем высокого профессионализма нашей республики, рассматривалось выполнение Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Из 127 проектов, которые входят в документ, 39 реализуется с участием Кыргызстана. Соответственно, этим проектам было уделено максимальное внимание. Но с завершением председательства работа по проектам не остановилась. К примеру, на недавно прошедшей коллегии МИД была заслушана информация о ходе реализации проектов. Мы обсудили, как активизировать работу. Речь идет о совместной деятельности стран ШОС в сфере энергетики, транспорта, валютно-финансовых и торговых отношений. При этом следует учитывать, что Шанхайская организация - сравнительно молода, она еще только создает единое нормативно-правовое пространство, завершает этап внутреннего строительства. Что, в свою очередь, влияет на сроки реализации договоренностей.

    И все-таки реализация не прекращается, приоритет отдается энергетике и транспорту. К примеру, строительство железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан осуществляется в рамках Шанхайской организации. Также ряд проектов направлен на реконструкцию и строительство новых ГЭС, которые в последствии позволят осуществлять транзит электроэнергии на территории стран - членов ШОС. Уделяется

    внимание экологической составляющей, в частности, реабилитации хвостохранилищ на территории Кыргызстана. Так что можно сказать, что свою работу в ШОС мы строим на трех китах - энергетике, экономике, экологии, которые на саммите G-8 были определены как основа развития всего мирового хозяйства.

    Не меньшая работа в области транспорта и энергетики проводится в рамках СНГ. Мы все знаем, что главная проблема нашей страны - отсутствие транспортных коммуникаций. Поэтому и в рамках Содружества мы работаем в этой сфере. Тем более что год нашего председательства в СНГ был объявлен Годом транспортных коммуникаций. К прошедшему в марте заседанию Совета министров иностранных дел СНГ МИД республики провел инвентаризацию всех договоров и соглашений, которые были заключены в транспортной сфере на двухсторонней и многосторонней основе. Это позволило выявить документы, которые уже утратили актуальность, а также определить страны, с которыми соглашения еще не заключены. Кроме того, в нашу программу председательства вошли предложения, направленные на формирование единого транспортного пространства СНГ, обеспечение транспортной безопасности.

    - И все-таки не транспорт, а энергетика все чаще становится темой номер один в международных отношениях. Недавно Россия и Казахстан выдвинули идею объявить 2009 год в СНГ Годом энергетики. А что делает Кыргызстан в данном направлении?

    - Реализует свои стратегические интересы. Мы работаем и со странами - участницами СНГ, и с другими иностранными государствами и международными организациями над энергетическими проектами. Большое внимание энергетической отрасли уделяется в "Приоритетах для Кыргызской Республики", разработанных в рамках Стратегии партнерства Евросоюза для Центральной Азии. Сейчас мы готовим встречу высокого уровня по управлению водными ресурсами, которая запланирована на конец текущего года и которая предполагается на уровне глав правительств. Мы приглашаем соседей по региону, партнеров по СНГ, ШОС, ЕС, мировое сообщество в целом сформировать объективное правовое поле, которое будет учитывать интересы как поставщиков воды, так и потребителей.

    Как вы уже знаете из СМИ, большое внимание уделяется открытию Водно-энергетической академии. И мы рады, что центральноазиатские республики поддержали данное начинание, поскольку академия будет готовить специалистов по различным энергетическим отраслям для всего региона.

    Говорится о водном сотрудничестве и в рамках двусторонних отношений. К примеру, в ходе недавнего визита президента в Японию или бизнес-форума в Варшаве, в котором участвовал премьер-министр Кыргызстана. Сегодня у нас основная задача - рассказать о себе, о своем гидроэнергетическом потенциале. Для этого работают межправительственные комиссии, проходят межмидовские консультации с различными странами, направленные на поиск новых партнеров.

    - Эднан Осконович, сегодня часто можно услышать, что у Кыргызстана два ресурса - вода и демократия. Насколько вы с этим согласны?

    - Я не стал бы говорить настолько категорично. Мы богаты своими возможностями, просто есть веяния времени. В XXI веке энергетика заняла лидирующие позиции, как в свое время имели место промышленные и научно-технические революции. Современный рынок определил свои приоритеты - нефть, газ. Нам Всевышний дал воду, которая может и должна стать основой процветания страны. Точно так же, как наша земля позволяет развивать туристический бизнес. Единственное, что нам необходимо - правильное управление своими ресурсами.

    - Но все-таки иногда говорят о том, что у Кыргызстана нет четко выраженных внешнеполитических интересов, и нам необходимо выработать определенные стратегические цели. Как вы к этому относитесь?

    - Если кто-то считает отсутствием интересов Стратегию развития страны, для реализации которой внешняя политика призвана создавать благоприятные условия, то мне сложно это обсуждать. На самом деле ситуация такова, что со многими странами у нас отношения так и остались на уровне дипломатической переписки, несмотря на семнадцать лет суверенитета, как, например, с арабскими странами Залива. Из более двух десятков европейских государств у нас сложились ориентированные на развитие торгово-экономические отношения только с одной. Нет ни одного загранпредставительства Кыргызстана в Африке, Южной Америке, ограничено число дипломатических миссий в Европе и Азии. Современный мир не приемлет позиции - они далеко или у нас с ними нет никаких отношений. Ведь межгосударственное взаимодействие не возникает из ниоткуда, а расстояния давно уже не мешают росту товарооборота. Да что там говорить, если даже не со всеми партнерами по СНГ мы сформировали прочные механизмы интеграции, не достигли определенного уровня экономического взаимодействия.

    Поэтому сегодня, когда мы начинаем строить отношения со многими государствами и регионами буквально с нуля, некоторым кажется, что внешняя политика не отличается сбалансированностью. Мы же просто расширяем и углубляем свое присутствие в международных отношениях, на мировом рынке. К примеру, только на днях президенту Кыргызстана вручили верительные грамоты послы Султаната Оман, Вьетнама, Новой Зеландии, Литвы, Румынии.

    Я неоднократно говорил, что МИД не руководствуется географией в проведении внешней политики. Но мы не можем не расширять наш кругозор, поскольку привлечение большего числа партнеров означает и большее число инвестиций, большее число торговых, энергетических и других проектов для Кыргызстана. Уязвимость - это не географическое положение или внешнее давление, а отсутствие выбора.

    - Кроме отсутствия выбора существуют еще проблемы, которые необходимо решить Кыргызстану во внешней политике.

    - Я бы не стал говорить о проблемах, есть задачи, которые сегодня кооперированно решают министерства и ведомства страны. У каждого свое направление. Например, МИД указом президента отведена координирующая роль в реализации внешнеполитических задач. Соответственно, министерство курирует деятельность всех остальных государственных структур во внешней политике. Совсем недавно на расширенной коллегии МИД с участием представителей министерств и ведомств мы обсуждали функции государственных структур, внутригосударственные механизмы взаимодействия, которые позволят усилить позиции Кыргызстана в мире. Главное - у нас есть система и системность во внутренней и внешней политике, тем более что это две стороны одной медали - государства. И, как это ни банально звучит, но только от нас с вами зависит, какую медаль мы получим.

    Дмитрий ОРЛОВ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/23147/


Распечатать: Отсутствие уязвимости, или Как получить медаль РаспечататьОставить комментарий: Отсутствие уязвимости, или Как получить медаль Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Отсутствие уязвимости, или Как получить медаль Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007