Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
13 мая 2008 | ПЕРСОНЫ |
Анарбек АЙТАЛИЕВ: Мое счастье - в последователяхВ течение 15 лет Кыргызский государственный цирк был закрыт. Одно из примечательных архитектурных сооружений столицы ветшало, теряло свое предназначение, а артисты вынуждены были искать работу в других странах. Но в последнее время все чаще говорят и пишут о его возрождении. И связывают это с приходом нового генерального директора Курмангазы Исанаева. Он спас здание от разрушения, отремонтировал тренировочный зал, что дало возможность обучать подрастающее поколение. И уже есть положительные результаты. Молодежная труппа готова выйти на манеж. Но о том, какими усилиями даются успехи в цирковом искусстве, знают не все. На днях мы понаблюдали за буднями цирковой студии. Истоки профессионализма По двору прогуливалась статная пегая лошадь. Оказалось, дрессированная: умеет давать "лапу", кланяться и даже танцевать. К сожалению, единственная в цирке и притом - собственность старшего тренера, известного мастера клоунады Анарбека Айталиева. Кличка - Шумкар, порода - араборысак. - А кто может подробнее рассказать о вашей студии? - спросили мы у девочек в спортивном трико, вышедших нам навстречу. - Зайдите к нашему тренеру. Правда, он сейчас занят. Подождите немного. В кабинете мы застали человека, который внимательно изучал экран ноутбука. Представился: Анарбек Тагайматович. Хотя он преподает во второй смене, но приходит задолго до начала занятий - составить программу на день для каждого ученика да и подумать, какие нужны реквизиты к новому номеру. Заметив наши любопытствующие взгляды на компьютер, он пояснил: - Это программа по флейрингу Кристиана Делпиша, звезды барменского искусства из Лас-Вегаса. - А зачем она вам? - В цирке нужно учить всему. - А чему вы еще учите? - Жонглированию на арене и на лошади, гимнастике, акробатике обычной и воздушной, дрессуре лошадей и собак. Все перечислять долго. Сам же Анарбек Тагайматович специализируется в джигитовке. По этому виду он лауреат самого авторитетного Международного циркового фестиваля в Монте-Карло. - В нашем номере участвовали тринадцать человек. Сначала мы выиграли всесоюзный конкурс в Москве, а на следующий год победили в Монте-Карло. Принцесса Монако Стефания вручила нам статуэтку "Золотой клоун Монте-Карло" - наивысшую награду в цирковом искусстве. Это было в 1985-1986 годах, после нашей поездки в Японию. Двадцать восемь городов! - вспоминает он. Кстати, в составе Московского цирка он побывал с гастролями в 56 странах - в Китае, Канаде, во всех странах Скандинавии, Южной Америки, в Австралии, Новой Зеландии, во всей Европе, кроме Англии. Сорок три года в цирке! Из них двадцать семь - в российском. А учился и получил звание артиста здесь, в Кыргызском государственном цирке. На московский манеж он перебрался в 1972 году. Во время гастролей в Белокаменной худо-жественный совет в составе Юрия Никулина, Вальтера Запашного, Игоря Кио, просмотрев выступление артиста из Киргизии, зачислил его в труппу Московского государственного цирка. На родину Анарбек Тагайматович вернулся в 1995 году. - А что значит для вас цирк? - Это моя жизнь, - улыбается. С того момента, как мать привела его в тринадцать лет на представление, он с цирком неразлучен. - Из дому убегал, школу прогуливал, дневал и ночевал в цирке... Мама приходила с палкой и гнала меня домой. Так продолжалось до тех пор, пока меня не приняли в студию. Надо отметить, что Айталиева сложно разговорить. Знающий свое дело и погруженный в работу, он не любит выставлять себя напоказ. Сам же мастер объясняет свою молчаливость так: - Цирковой артист себя хвалить не может. У нас это не принято... - А который час? - спохватился он. - Два? Надо начинать тренировку. Каждый день по четыре часа В просторной комнате с зеркалами собралось уже прилично народу. Помещение устлано матами и паласами, с потолка свисают различные цирковые снаряды. Увидев тренера, воспитанники встали в строй. 30 кругов по залу, а потом различные гимнастические упражнения. - Это не много? - интересуюсь. - Это для них только разминка, - смеется тренер. - В целом же тренировки щадящие, занимаемся всего по четыре часа. А настоящие тренировки проходят по шесть-восемь часов. Кстати, каждый воспитанник проходит сначала общефизическую подготовку и основы всех жанров, а потом выбирает тот, который больше по душе или лучше получается, и осваивает его профессионально. - Вы их заставляете ходить? - Нет, я только пускаю "вирус" любви. - А что это такое? - Сначала он не умел ничего, а потом у него получаются сложные вещи. Алена занимается седьмой месяц. Она крутит обручи, жонглирует, у нее почти готов балетный номер. А вообще мечтает стать воздушной гимнасткой. Но ее не пускают на высоту. - Маленькая еще, - объясняет она, - нет восемнадцати. Но ничего, ждать осталось недолго. По словам тренера, года через три-четыре она сможет выступать профессионально. А мечта Кати - жонгляж. Например, тремя шариками научилась управлять за полчаса. Теперь работает с четырьмя и пока не хочет больше. - Меня привлекают трюки: пока летит мяч, успеть перекрутиться, сесть на шпагат... Сейчас готовим групповой номер с булавами. Хорошо смотрится! К слову, большинство студийцев считают жонглирование самым сложным жанром. Мальчикам в тот день было не до интервью: ходили на руках, кувыркались в воздухе, прыгали, скакали... Почти все они акробаты-эксцентрики. Контингент студии разношерстный - школьники, студенты, артисты балета и художественной самодеятельности. Тренер считает, что у каждого есть возможность научиться. Было бы желание. - Мы не ставим рамки, кого брать. В нашей студии есть девочка, у которой киста позвоночника. Но она так крутит халахуп и жонглирует! И родители довольны, и мы. Ей нельзя заниматься спортом, но мы ее задействовали в другом жанре. Теперь ребенок живет полноценной жизнью, - говорит директор студии Оксана Федоровна Ивлева. В любви и понимании В студии царит атмосфера доброжелательности. Каждый стремится научиться сам и помочь другому. Все понимают, что залог успеха - в упорных тренировках. - А хороший у вас тренер? - спрашиваю. - Самый лучший! Мы его безмерно любим и уважаем. Он - фундамент для нас, от него зависят наши дальнейшие судьбы. Очень требователен. Все, что есть в нем самом, старается передать нам. Удивительный человек! И он их тоже очень любит. Искренне радуется даже небольшим успехам своих подопечных! Обучать молодое поколение всему, что он хорошо знает и любит, было его давнишней мечтой. Еще в 1979 году в Москве он окончил школу тренеров. Но внести свой вклад в искусство родного Кыргызстана стало возможным только с 27 ноября 2006 года - в этот день была открыта студия. Как лучшего клоуна Кыргызстана Айталиева по-прежнему приглашают выступать на различных увеселительных мероприятиях, но он отказывается. - Я бы мог каждый день зарабатывать приличные деньги, но не в них счастье. Счастье в наших детях, в наших последователях, - считает Анарбек Тагайматович Айталиев. Фото Владимира ПИРОГОВА. Анастасия ХОДЫКИНА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/22858/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007