Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
28 марта 2008 | ЭКОНОМИКА |
В поисках хозяина энергосектора, но против “прихватизации”Женский дискуссионный политклуб пригласил действующих и бывших депутатов, партийных лидеров, представителей НПО и СМИ к обсуждению темы "Плюсы и минусы приватизации энергосектора Кыргызстана и возможные альтернативы". По крайней мере лет десять наши власти предержащие не устают говорить о приватизации энергосектора как панацее для его оздоровления и способе решения всех проблем. Участники множества заседаний, совещаний, семинаров и круглых столов пытались определить оптимальные пути, методы, способы и сроки приватизации энергосистемы. Сейчас - новый виток дискуссий. Всего семь-восемь лет назад АО "Кыргызэнерго" получало до 250 млн сомов ежегодной прибыли. Но с 1999 по 2004 год на первом этапе программы разгосударствления и приватизации АО из его состава выделили ремонтные предприятия "Кыргызэнергоремонт" и "Кыргызэнергоспецремонт", каскад Аламединских ГЭС (на базе которого впоследствии образовалось АО "Чакан ГЭС"). На втором этапе выделились четыре распредкомпании и одна тепловая ("Северэлектро", "Востокэлектро", "Ошэлектро", "Джалал-Абадэлектро" и Бишкектеплосеть). Третий этап принес образование ОАО "Электрические станции" с функциями выработки электрической и тепловой энергии на базе каскада Токтогульских ГЭС, а также образование предприятия строящихся ГЭС, Ат-Башинской ГЭС, ТЭЦ в Бишкеке и Оше. Далее на базе высоковольтных предприятий электрических сетей и учебного центра образовалось ОАО "Национальные электрические сети Кыргызстана". Законы республики определяют особый статус энергетических акционерных обществ. Госдоля акций в них не может быть продана, заложена, передана в доверительное управление. Парадоксально, но вскоре оказалось, что энергетика перестала быть бюджетообразующей, продолжая при этом оставаться важнейшей государствообразующей сферой. Из года в год мы слышим: а) об убыточности электроэнергетики; б) о том, что технологические и коммерческие потери составляют от 36 до 40 %; в) что потребители платят мизерные суммы за использованную электроэнергию вместо фактически затраченных. В то же время, по словам независимого эксперта Т. Тулебердиева, председателя Ассоциации энергетиков республики, себестоимость электроэнергии у нас ниже казахской и узбекской и составляет 3 тыйына за кВт
Теперь на подходе распродажа ГЭС и распредкомпаний, за что сильно ратуют чиновники, говоря о рыночной экономике и необходимости переложить на плечи инвесторов заботы о техническом перевооружении и модернизации оборудования энергокомпаний во имя снижения технологических потерь. В то же время они напрочь "забывают" о необходимом в рыночных условиях выбивании долгов у злостных неплательщиков, львиная доля которых - организации и компании всех форм собственности. Кстати, среди неплательщиков-граждан большую часть составляют владельцы особняков. Забывают они и о борьбе с коррупцией как главном зле энергетики и большом резерве развития. Эксперты, действующие и бывшие депутаты спрашивают у глав правительства и отрасли, как определяется реальная стоимость приватизируемых объектов, сколько стоит ГЭС или ЛЭП-500, к примеру? Почему вторую пятилетку ищем инвесторов, а оценивать начинаем лишь сейчас, хотя даже при продаже дома вначале определяют его цену, а потом ищут покупателя? Будет ли оценка адекватна рыночной стоимости? И кто определит рыночную стоимость в условиях монополизма, то есть отсутствия конкурентов в отрасли? Почему на повестке дня лишь "Север-электро", хотя вопрос надо решать комплексно? Доктор экономических наук, профессор Константин Гусев высказал вполне справедливое опасение: "Мы здесь пытаемся решить важнейший вопрос, выдвигаем различные пути, но отсутствует передаточное звено - чиновники, которые донесли бы их до принимающих решения. Нельзя приватизировать сферу, так как сейчас худо-бедно, но все идет в карман государству, а после приватизации пойдет в карман инвестору". Оценивать все объекты, оказывается, будут независимые оценочные компании, которые определят на конкурсной основе. По международным стандартам они определят затраты, балансовую стоимость конкретных объектов. И в этом году, по словам начальника управления приватизации стратегических объектов Госкомимущества Абдрашита Муканбетова, оценщики должны сделать инвентаризацию и грубую оценку приватизируемых объектов, в первую очередь "Северэлектро". Вполне справедливо высказался экс-глава Совбеза Мирослав Ниязов: "Приватизировать или нет - не главное. Важнее мировые тенденции роста цен на нефть и газ, от поставок которых мы все более зависим. И мы можем стать заложниками стран - экспортеров топлива, если не научимся использовать свой энергопотенциал. Вопрос должен стоять не о приватизации, а о том, какую позицию должен занять Кыргызстан, о нашей энергетической стратегии. А если ее нет - мы близки к катастрофе". Вполне обоснованны опасения, приведет ли эта приватизация к успеху и благу страны? Бакыт Бешимов, депутат ЖК КР, подчеркивает, что процесс приватизации вызывает острое, небезразличное и весьма агрессивное отношение части общества, потому что задуманные цели приватизации к нынешнему моменту достигли противоположного результата: страна под видом приватизации была ограблена, Кыргызстану не удалось избежать ситуации, когда всю страну приватизировали влиятельные группы. "Утверждение режима началось с клептократии и завершилось плутократией - властью богатых и влиятельных групп. Сейчас говорить о программах, которые будут работать на интересы большинства населения, я считаю, просто бессмысленно. И нынешний этап приватизации не избежит этого. Несколько чиновников намереваются руками инвесторов залезть в энергосектор. На встречах с гражданским обществом, где правительственные чиновники должны искать поддержку реформам, они чаще всего отсутствуют. Получается, что под видом громко заявленных программ продолжает работать теневая коррупционная схема. А когда все будет сделано, они уйдут, причем им, в отличие от нас с вами, налогоплательщиков, будет на что жить. А следующие чиновники скажут, что они были просто исполнителями". Топчубек Тургуналиев напомнил, что все приватизации превращались в "прихватизации", и предостерег правительство от ломки энергосектора как локомотива экономики, от необдуманных шагов, чреватых социальным взрывом. Депутат Акбаралы Кабаев, энергетик, также выступает против приватизации энергосектора. Его поддержали депутаты - лидеры СДПК, коммунисты, часть акжольцев. А по словам Омурбека Текебаева, в необдуманной и поспешной приватизации энергосектора государство и потребитель потеряют свое влияние на него, хотя нельзя забывать, что энергетика - фактор безопасности любой страны. Его поддержал Темир Сариев, подчеркнув, что решения о приватизации принимают сейчас не президент, правительство и депутаты, а определенная группа людей с деньгами, влиянием и силой. Депутат, член профильного комитета по ТЭК и недропользованию Роза Отун-баева удивлена, почему борьба с хищениями и потерями в энергосекторе волнует правительство меньше, чем приватизация, почему мало уделяется внимания альтернативной энергетике. Она предостерегает от того, чтобы отдавать геополитический рычаг влияния в чужие руки. Участники обсуждения обратились с просьбой к президенту К. Бакиеву рассмотреть приватизацию энергосектора в свете национальных приоритетов и глобальных мировых энергетических тенденций. Они призвали руководство республики не решать важный вопрос без участия гражданского общества, рассмотреть возможность участия в приватизации граждан Кыргызстана через свободную продажу акций приватизируемых объектов на фондовой бирже. Насущным является и создание закона о национальных приоритетах, одним из которых является энергетика. Елена МЕШКОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/22320/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007