Распечатать: Не умолкай, прадедушка! РаспечататьОставить комментарий: Не умолкай, прадедушка! Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не умолкай, прадедушка! Посмотреть комментарии

15 февраля 2008

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Не умолкай, прадедушка!

    Повторять раз найденное для фольклорно-этнографического театра "Ордо-Сахна" скучно. Вот и его новый, третий альбом "Огненные лошади", о недавней презентации которого писала "МСН", не похож на предыдущие. О творчестве одного из интереснейших музыкальных коллективов Кыргызстана рассказывает его директор Чолпон ДЖАПАРОВА.

    -Нашим первым проектом, осуществленным в 2000 году, первым компакт-диском был "Музыка легенд", - напомнила она. - Мы знакомили слушателей с кыргызскими народными инструментами. На втором диске записали антологию кыргызской песни - от кошока, дастана: песни 70-х годов XX века, классику, обрядовые песни. Мы реанимировали две обрядовые - "Бекбекей" и "Оп майда". Для нас два первых альбома были, как в фигурном катании обязательная программа. Песенный альбом лег в основу видеофильма "Тогуз-Ак". Эти девять видеоклипов, снятых на Сон-Куле нашим продюсером кинорежиссером Шамилем Джапаровым, два года широко демонстрировались на телеэкране. Ролики озвучил коллектив "Ордо-Сахна".

    - А как вы пришли к неожиданному "лошадиному" циклу, включающему 11 таких разных композиций-"портретов" известных скакунов? В нем дух не только кыргызский, но и русский, испанский, французский...

    - Выполнив "обязательную программу", мы решили пофантазировать, продемонстрировать слушателям возможности кыргызских народных инструментов: мы можем исполнять музыку мира, а пусть кто-нибудь попытается поиграть кыргызскую музыку так же хорошо! Решили показать, что мы очень древний народ и инструменты наши очень древние. И что инструменты нынешнего европейского симфонического оркестра, который организовался буквально в XVIII веке, пошли от инструментов кочевников, что те же сыбызгы, чооры, кыяки - прадедушки гобоев, скрипок, виолончелей... В основе европейской музыкальной культуры - диатоника. Как и в основе кыргызской музыки. Мы проводим параллели, доказываем все это своим проектом. Поэтому играем европейскую, американскую музыку.

    - Как появился ваш первый музыкальный верховой персонаж?

    - Перед одной из поездок во Францию мы задумались, какой бы сюрприз повезти? Тогда "Ордо-Сахна" уже раза три выступал в этой стране - в штаб-квартире ЮНЕСКО, на фестивале в Бургундии... Мы поняли, что французская и кыргызская мелодика очень похожи. Наша музыка близка французам, это видно по реакции зрителей. Из классики для сюрприза подготовили "Лебедя" Сен-Санса для солирующих бас-кыяка и темир-комуза. И была специально написана пьеса "Лошадь Бонапарта", или "Маренго". В ней узнается дух, эпоха Наполеона: это маршевость и кусочек "Марсельезы". Вообще каждое наше произведение рождает визуальный ряд.

    - Кто автор "Лошади Бонапарта"?

    - Лейла Муждабаева, талантливый композитор, выпускница Ташкентской консерватории. Аспирантуру закончила в Московской консерватории, ученица Тихона Хренникова. Вышла замуж за нашего прославленного пианиста Нухсана Рысалиева, работала в Союзе композиторов Кыргызстана. Она очень интересовалась кыргызским фольклором, глубоко изучала его, сотрудничала с нами. Когда "Ордо-Сахна" собирался в Америку, Лейла по нашей просьбе сделала аранжировку песни Strangers in the night Фрэнка Синатры для оркестра народных инструментов. И для последнего проекта мы попросили ее написать всех трех европейских  лошадей. Кроме Маренго, это Росинант и Конек-Горбунок, олицетворяющий для нас Россию. Они оказались ее прощальными опусами: Лейла умерла скоропостижно, от болезни. Это огромная потеря, такой стресс коллектив перенес! У нас с Лейлой были большие планы...

    - "Американскую лошадь" и пьесу "Жылкычи", посвященную всем, кто пасет скот, написал композитор, работающий в фолк-джазе, Таалай Бейшеев, - продолжает Чолпон. - С ним мы сотрудничаем с первого дня, любим играть его произведения. А "Буцефала" Александра Македонского, пьесу яркую, энергичную, светлую, сочинил Руслан Жумабаев, он же у нас и комузист. Во второй композиции перед Русланом стояла сложная задача - создать звучащий образ Аль-Бурака, мистической лошади пророка Мухаммада. Известно, что в мирской жизни пророк ездил на верблюде, а ввысь для общения со Всевышним его возносил Аль-Бурак.

    - Наконец автор еще четырех пьес - Нурлан Нышанов, наш музыкальный руководитель, дирижер, мастер музыкальных инструментов. Все инструменты, на которых мы играем, кроме комузов и кыяков, сделаны его руками - жыгач-комузы, духовая группа полностью.

    - Какие кони достались Нурлану?

    - Сэтэр - жеребец Чингисхана, лошадь Пржевальского - древняя порода тах, жеребенок-кулун и Тайтору, последний скакун Манаса. Для проекта выбрали драматический эпизод: через 13 лет после смерти героя Каныкей осаждают назойливые женихи. И как Пенелопа в "Одиссее", ставившая условие: кто натянет лук мужа, получит ее руку, так и Каныкей предлагает: чей конь обгонит Тайтору, тот и избранник. Тайтору уже стар, но побеждает: ему помог дух Манаса.

    - Наверняка работа над проектом была увлекательной.

    - Очень, но писать альбом оказалось очень тяжело. Потому что много инструментов и все живые. У "Ордо-Сахна" никогда никакой электроники - ни в концертах, ни при записи. А живые инструменты требуют большого профессионализма и массу времени, чтобы прописать чисто: они часто строй теряют, начинают фальшивить, их надо подстраивать. Поэтому писали долго.

    - Чолпон, вот уж я не ожидала, что комуз может звучать, как банджо!

    - Одна из задач альбома - объединить культуры. Это сближает, когда комуз звучит, как балалайка, как гитара, как банджо... Инструменты все наши. Только в "Коньке-Горбунке" мы добавили ложки, а в испанском - кастаньеты. Это для артистов, для оркестра сложная задача - разные страны, разные пьесы, эпохи. Психологически тяжело перестраиваться... Знаете, мне кажется, есть аналогия между циклом "Огненные лошади" и "Картинками с выставки" Мусоргского. Калейдоскопичность, как картинки - разноплановые, разножанровые.

    - А ваши "картинки" какая "Прогулка" объединяет?

    - Наверное, то, что в каждой пьесе слышится поступь лошади. Ритм, в каждой свой. Публика соскучилась по хорошей, качественной музыке. За нашим коллективом прочно закрепился бренд создателей качественной музыки. У нас лучшие музыканты, лучшие инструменты. Мы все делаем с душой изначально. Мы с первого дня были новыми. И по звучанию, и по уровню. И эстетика наша отличается от филармонической. Это невооруженным глазом видно. Задача стояла - сделать что-то новое, подлинное. И костюмы шили из войлока, кожи, меха - того, что носили предки. Если украшения, то антикварные, серебряные. Золото чуждо эстетике кыргызов, мы на сцену эту мишуру не вытаскиваем. Крой чапанов, орнамент изучали по фотографиям начала XX века, эскизам из архива этнографа К. Антипиной. Брали элементы. Нынешняя филармония так далеко ушла от подлинного кыргызского костюма - ничего не осталось. И что греха таить, с первого дня, как появились, мы были, как кость в горле, много было недоброжелателей. Требовалось доказать трудом, что мы правы.

    - Знаете, чем еще ценен для меня второй диск? - неожиданно спросила Чолпон. - Мы там смогли записать голос Асека Джумабаева, две песни. С другим корифеем нашим, Айталиевым, записали "Карагул ботом". С Орозбеком Кутманалиевым - одну песню, и сохранили его голос в цифровой записи. Но опять-таки все упиралось в финансы. Ведь нам никто не помогает, все сами. Хорошо было бы каждому из этих корифеев выпустить по альбому. Ведь с ними большой пласт нашей культуры уходит, ни с чем не сравнимая энергетика, какой нет у нынешних артистов.

    - А "лошадиную" программу вы будете показывать, возить?

    - Было бы здорово прокатить проект по вузам, школам. Это нужно молодежи. Но опять же если найдутся спонсоры, подвижники, компания, которая смогла бы это организовать. Мы готовы сотрудничать. Тем более что наш коллектив перерос рамки фольклорного оркестра, каким был изначально, фольклорного театра. В 2004 году мы организовали Общественный культурно-образовательный фонд "Ордо-Сахна" имени Медербека Назаралиева, основоположника музыкального театра в Кыргызстане. Культурно-образовательные проекты для нас - одна из главных задач.

    - Хорошо бы "Лошадей" провезти и по глубинке.

    - А как? Ну скажите, сохранились там клубы? Сохранилась аппаратура? Когда зимой 2004 года мы давали концерт в Нарынском драматическом театре, он не отапливался! Зрители просто не смогли высидеть.

    - Если уж здесь, в столичном Доме кино, где репетирует "Ордо-Сахна", в холле минусовая температура...

    - Да, да! А в глубинке нет сценических площадок, нет звука, нет света. Нужны финансы, транспорт. А мы всё сами...

    - Но за рубежом-то проект будете показывать?

    - Компакт-диск нам для чего нужен? Это не коммерческая вещь, не на продажу, не чтобы деньги делать. У нас есть сайт, компакт-диски для него. Организаторы крупных фестивалей всегда прослушивают видео- и звуковой материал: стоит ли приглашать эту группу? Им высылается компакт-диск, проект. Вот почему мы побывали на многих фестивалях. Наша музыка звучит на радио Сан-Франциско, на радио Франции. Мы подарили им диски, и они попросили разрешения использовать нашу музыку, когда речь будет идти о культуре Кыргызстана. Телевидение NHK в Японии сняло о нас передачу, и опять фонограмма осталась. Вот для чего записи. Это пропаганда Кыргызстана. Мы в КР сидим в таком тупике! Далеко отовсюду. Финансово очень трудно выезжать, особенно коллективу из 10 человек. Поэтому когда уж совсем никак, высылаешь компакт-диск.

    - Что впереди?

    - Просто концертные программы для нас уже не интересны. Тянет на крупные формы, проекты, объединенные определенной идеей. Мы побаловались музыкой мира, теперь хотим углубиться в свои корни, в архаику, в ранее не слышанные мелодии, что в архивах остались. Нынешние музыканты их не играют - слишком сложные для исполнения и восприятия. Кое-какие наметки уже есть. Это наш новый грандиозный проект "Кайберен". Помимо инструментала он включает в себя старинные песни и танцы и коллекцию этнографического костюма. Мы ничего нового не выдумываем, в старое вдыхаем новую жизнь. На фольклорных фестивалях всегда есть два лагеря. Один - преемники "чистых" традиций: это должно звучать, как звучало веками. А есть такие - и мы, пожалуй, из них, - которые смело делают синтез жанров. Мы выражаем наше сегодняшнее отношение к сегодняшнему состоянию фольклора, к нашим инструментам. Сегодняшним днем живем.

    Не потому ли в их планах и создание фолк-рок-балета? Уже написаны музыка, либретто. Однако дело тормозят проблемы, особенно финансовые.

    - Но есть идеи, желание, опыт. И главное - команда единомышленников. Энтузиазм нас держит на плаву. И вера. Цель для всех нас - не нажива. А реализация каждого музыканта. Оставить свой след, имя. Наши диски уже вошли в золотой фонд КТР. Под нашу музыку танцуют детские коллективы. Молодежь ее закачивает в сотки. Новое поколение приняло наш стиль, наше направление. Это наша маленькая победа. Заинтересовать юных, оторвать от компьютеров очень трудно. Но нам удается. Надо интересные проекты создавать, креативные. И тогда молодежь начнет слушать фольклор, заиграет на комузах и темир-комузах, заинтересуется историей...

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Зоя ИСМАТУЛИНА.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/21801/


Распечатать: Не умолкай, прадедушка! РаспечататьОставить комментарий: Не умолкай, прадедушка! Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не умолкай, прадедушка! Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007