Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
25 января 2008 | ЭКОНОМИКА |
Прозрачные приоритетыУже треть населения республики знает, как формируется бюджет страны на районном и местном уровне, уверены участники конференции в Бишкеке, на которой подводились итоги первого года работы проекта по внедрению механизмов улучшения управления и финансовой прозрачности в органах МСУ. Проект охватил восемь пилотных айыл окмоту в разных регионах: на Иссык-Куле - села Теплоключенка и Кара-Ой, в Нарынской области - Баетово (Акталинский район), в Ошской - сельхозуправы Саламалик (Узгенский район) и Жалапак (г. Ош), Гульча (Алайский район), им. Исанова (Ноокатский район), в Баткенской области - село Бешкент и город Исфана. В 2008 году намечено охватить проектом еще 25 органов МСУ. Не первый год в республике проводится обучение (правда, пока в основном силами доноров) глав органов местного самоуправления, а также участников общественных объединений по формированию и использованию местных бюджетов. Особую актуальность эта тема приобрела в свете нынешнего перехода страны на трехуровневый бюджет (минуя области). Исполнительный директор Фонда "Евразия" в Центральной Азии (ФЕЦА) Эдвард Винтер рассказал, что первый этап проекта был направлен на повышение информированности сельчан о правильном и прозрачном формировании местных бюджетов. Гражданское общество в целом обучено основам финансовой грамотности, во многих сельуправах работают общественные комиссии, которые и вправе, и в состоянии контролировать доходы-расходы, налоговые сборы, проводить мониторинг собственного бюджета. В рамках проекта была поставлена цель в 2007 году увеличить доходы каждого айыл окмоту и затем использовать их в интересах сел на неотложные нужды. Самый главный результат, считает Э. Винтер, это налаживание доверительных отношений между населением и органами МСУ. Один из участников обсуждения высказал справедливое опасение, что увеличение доходов может привести к росту коррупции на низовом уровне, которой там и без того хватает. Но, считает Э. Винтер, участие населения в процессе бюджетирования гарантирует меньший риск коррупции. К примеру, если раньше главы ОМСУ могли приписать в расходной части лишние траты на одну из весомых статей - ГСМ, бензин, то теперь представители общественности, комиссий могут сами рассчитать калькуляцию и обнаружить приписки. И такая возможность контроля теперь есть в каждом секторе - по зарплате, отоплению, коммунальным услугам. Оказывается, между формированием бюджетов в Кыргызстане и Великобритании нет особой разницы, по словам исполнительного директора ФЕЦА. И там и тут есть возможность для местного населения решать назревшие бюджетные темы на первичном уровне. Широко практикуются там открытые слушания по бюджету. Но в Англии больший интерес этот вопрос вызывает у представителей политических партий, стремящихся завоевать симпатии населения. По мнению представителя URBAN института (USAID) Надежды Добрецовой, главное в проекте - предоставление гражданам информации, как образовывается и на что тратится местный бюджет. "К сожалению, - подчеркнула она, - такую информационную бюджетную кампанию у нас ведут лишь доноры. Но фактически эту роль должны выполнять совместно СМИ и система образования, донося до людей, начиная со школьной скамьи, основы бюджетного финансирования и контроля за деньгами". Координатор проекта ПРООН по демократическому управлению Дамира Сульпиева и специалист по бюджету и финансам этой программы Асия Таранчиева считают, что вовлечение населения в процесс бюджетирования идет полным ходом, отношения ОМСУ с населением крепнут. Общественные слушания, сходы выявляют целевое использование средств, определяют приоритетные траты - на дороги или на водопровод. Как рассказала ответсекретарь Аксуйского райкенеша Рашида Садырова, район у них большой и богатый, насчитывает 14 айыл окмоту. Во второй половине 2007 года райцентр организовал общественные слушания жителей района (от 25- до 75-летнего возраста) по местному бюджету. Был создан общественный совет из 26 человек, представителей разных национальностей и родов. Первой решенной проблемой при активном содействии главы айыл окмоту Сагына Сооромбаева стало налаженное за счет средств местного бюджета в двух школах и детсаду райцентра отопление. По словам Р. Садыровой, именно проведенные семинары и тренинги научили сельчан разбираться в финансах. Одними из требующих первоочередного внимания вопросов являются источники пополнения доходов бюджетов для улучшения жизни сельчан. Одним из средств является упорядочение закрепления земель. Сейчас границы между управами и айыл окмоту нечеткие, плохо разграничены на местности, в каждом айыл окмоту отсутствуют акты на землю. Хорошими источниками пополнения местных средств могут стать до сих пор никак не участвующие в местном финансировании многочисленные частные туристические компании. По словам одного из участников семинара, недавно он наблюдал прибытие 30 микроавтобусов на прииссыккульский туристический объект только за один час. Но прибыль от них проходит мимо местных бюджетов. Другой источник, считает Р. Садырова, введение местного налога с тех, кто сдает квартиры и дома под сауны, автомойки, увеселительные заведения. Еще один ручеек - это плата от районных распределительных сетей за отчуждаемую под высоковольтные линии землю, которую уже нельзя использовать в иных целях. Участники конференции - главы айыл окмоту, представители Минфина, USAID, ОБСЕ, Евросоюза, Посольства Великобритании в Астане, Британского департамента по международному развитию - подвели итоги в пилотных ОМСУ. Отрадно, что созданный прецедент по бюджетированию уже помогает контролировать расход средств на первостепенные нужды, повышает роль населения в экономике сел, районов, способствует улучшению жизни. Елена МЕШКОВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/21541/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007