Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
11 января 2008 | СОЦИАЛКА |
Коммунальные услуги: все то же самое, но дорожеПодорожание газа - факт свершившийся. А значит, увеличение тарифов на электроэнергию и теплоснабжение тоже не за горами. И если раньше правительство выступало за то, чтобы ни в коем случае не допустить роста коммунальных платежей, то теперь оно все больше отмалчивается или даже пытается убедить нас в том, что рост тарифов - это совсем не страшно, а наоборот, очень нужно, поскольку придаст новый импульс развитию энергетической отрасли республики и будет способствовать внедрению так называемых энергосберегающих технологий. Жизнеутверждающий посыл. Однако почему решение столь важной задачи государство взваливает на плечи простых потребителей услуг, которые и без того стонут под бременем платежей? Ведь еще до повышения значительную часть семейного бюджета съедала квартплата. Куда же тарифам расти еще больше? Можно, конечно, говорить о специфике города, о том, что тот стандарт стоимости, который заявлен, необходим, чтобы ремонтировать старые трубы и прокладывать новые, что самые обездоленные граждане будут получать компенсации. Но кто подумает об остальных гражданах, которым субсидия не полагается, может быть, потому, что у них зарплата на 100 сомов превышает необходимый норматив или не позволяют семейные обстоятельства? - Мы энергозависимая страна, - убеждает кыргызстанцев заместитель министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов Кыргызстана Акылбек Тюменбаев. - Повышение цен на газ, уголь, мазут неизбежно приведет к росту цен и на электроэнергию. Приходится констатировать, что повышение тарифов на электроэнергию становится неизбежным. Планируется, что с 1 апреля этого года цены за потребление электро- и тепловой энергии будут повышены примерно на 10 процентов. В противном случае мы потеряем всю энергосистему страны. Не знаю, утешит ли какую-нибудь пенсионерку, получающую 700 сомов, мысль, что она не просто платит за тепло или электроэнергию, но и участвует в спасении целой отрасли. Главней всего погода в доме Конечно, инфляция, кризис на мировом рынке, колебание курса доллара - все это отражается на тарифах на коммунальные услуги. Однако повышение цен - это, безусловно, самый простой, но отнюдь не единственный путь выхода из кризиса. Чтобы снизить себестоимость услуг, необходимы модернизация отопительных систем, использование энергосберегающих технологий, реконструкция теплотрассы. Мы делаем все от нас зависящее, в один голос твердят энергетики. Но на эти цели у нас нет достаточных средств. Уже сейчас потребители платят меньше реальной стоимости энергоносителей. Но так ли это? Приведем простой пример. - В прошлом году наше ТСЖ "Альменда" (которое объединяет жителей двух домов в микрорайоне № 5) выиграло грант Фонда "Сорос - Кыргызстан", - рассказывает председатель товарищества Людмила Светличная. - Деньги, а это порядка пяти тысяч долларов США, мы использовали на установку счетчиков тепловой энергии. В результате в декабре 2007 года каждый из жильцов нашего ТСЖ заплатил на 50 процентов меньше, чем начислили бы по "усредненному тарифу". Получается, что мы изначально платим в два раза больше, чем потребляем. Почему же тогда наши энергетики никак не могут свести концы с концами? Почему столь разнятся показания счетчика со средними показателями? Ведь объем потребления тепла не зависит от нас с вами. В отличие от газа или электроэнергии, мы не можем экономно расходовать тепловую энергию. На этот вопрос Акылбек Тюменбаев ответить не смог. Но пообещал объяснить на сайте министерства, как, из чего формируются эти самые тарифы. Конечно, ТСЖ "Альменда" устанавливало тепловые счетчики вовсе не для того, чтобы уличить Министерство промышленности, энергетики и топливных ресурсов в несоответствии установленных тарифов реальным услугам. - Главная наша задача - помочь жильцам сэкономить, поскольку у нас много мало-обеспеченных семей, - рассказывает Людмила Светличная. - Тепловой счетчик позволяет нам также контролировать и температуру подаваемой воды. Согласно договору, который в обязательном порядке устанавливает с каждым потребителем теплоснабжающая организация, температура воды на входе должна быть не менее 57 градусов. У нас было и 55, и 52 градуса. Мы воевали с соответствующими организациями и добились того, чтобы нам заменили трубы и обеспечили нормальное теплоснабжение. На войне как на войне Жильцам ТСЖ "Альменда" можно только позавидовать. Председатель их товарищества обладает потрясающей энергией и организаторскими способностями, которые позволяют ей добиваться того, чтобы соответствующие структуры добросовестно выполняли взятые на себя обязательства. Именно добиваться. - Мы с вами стали заложниками системы, - уверена Людмила Светличная. - Благоустроенность каждого конкретного дома зависит от активности домкома. Если он энергичен или имеет необходимые связи, то все коммуникационные системы будут отремонтированы. Но ведь сохранность жилого фонда не должна зависеть от доброй воли отдельного человека. Вот и получается, что потребители услуг и их поставщики оказались по разные стороны баррикад. Коммунальные службы недобросовестно выполняют свою работу, в свою очередь граждане ищут всякие способы не заплатить за предоставленные услуги. Победивших в этом противостоянии нет. Мы страдаем от грязи на наших улицах, холода в домах, перебоев с подачей воды и электроэнергии. Коммунальщики постоянно жалуются на нехватку денег. Так, только ОАО "Кыргызгаз" население республики задолжало 200 миллионов сомов. При этом, по мнению генерального директора ОАО "Кыргызгаз" Саламата Айтикеева, порядка 60-70 % долгов относится к категории безнадежных, взыскать их не представляется возможным. А например, дебиторская задолженность потребителей электроэнергии перед распредкомпаниями Кыргызстана на 1 июня 2007 года составила 3,7 миллиарда сомов. Стоит отметить, что кыргызстанцы очень редко обращаются в суд с исками на коммунальные службы. На судебное разбирательство решаются только те граждане, которые понесли какие-то большие материальные потери. В основном жильцы, набегавшись и наругавшись в ЖЭУ, спускают все на тормозах. Однако в связи с постоянно растущими тарифами на коммунальные услуги нужно менять отношение к этому вопросу и требовать от коммунальщиков полного и точного исполнения договора. Скажете, мелочь В эти дни мы как плательщики за коммунальные услуги можем отметить негромкую дату. Ровно год назад в наших счетах-квитанциях за электроэнергию появилась строчка: "электроэнергия в местах общего пользования". При Советском Союзе жильцы не платили за лампочки в подъездах и возле них. Мы платили за уборку и исправность лифтов, но не за электроэнергию, которая лифты питает. Счетчики, которые стояли в домах, фиксировали общие затраты электроэнергии, из этой суммы вычитались киловатты, оплаченные жильцами в своих квартирах, а разницу компенсировала жилищно-эксплуатационная компания. Сейчас энергетики не намерены брать на себя расходы горожан. И это вполне понятно. Однако почему именно такие цифры, а не другие появились в платежных квитанциях? Почему плата взимается с каждой квартиры Бишкека независимо от ее площади и количества проживающих? Получить ответ на эти вопросы оказалось не так-то просто. В приемной ОАО "Север-электро" сказали, что этими вопросами ведает Энергосбыт. В приемной Энергосбыта раздраженная девушка гневно велела звонить по месту жительства и бросила трубку (хотя я представилась ей как журналист). После повторного звонка уже мужской голос объяснил мне, что об этом знают в отделе АСУ. Там посоветовали перезвонить в Свердловский район, поскольку на этот вопрос может ответить только инженер АСУ Чолпон Оторбаева. Однако ценного сотрудника, которому одному доверена столь секретная информация, не оказалось на месте. Получается, что то, как формируются тарифы, - тайна за семью печатями не только для потребителей услуг, но и для тех, кто их предоставляет. Лишь к концу рабочего дня Чолпон Оторбаева нам перезвонила и разъяснила ситуацию. - В соответствии с законом мы не являемся уполномоченным органом, который вправе устанавливать размеры платы за электроснабжение. Эта обязанность лежит на Исполнительном совете КР по антимонопольной политике и развитию предпринимательства. Согласно их постановлению № 70-П от 18.09.06, мы делаем расчеты, исходя из того, что на каждом этаже десять с половиной часов в сутки горит одна лампочка мощностью 60 Вт. Казалось бы, Энергосбыт действует в соответствии с законодательством. Однако в постановлении есть еще одна строчка: "для домов, где не установлены общие счетчики". Почему же расчетно-кассовые центры не загружают себя кропотливой работой и не снимают показания приборов учета в тех домах, где они установлены? - В наших домах установлены счетчики, - говорит Людмила Светличная. - И мы уже год пытаемся заставить делать расчеты в соответствии с их показаниями. Пока безрезультатно. Но мы не отступимся. Можно не сомневаться, что председатель ТСЖ "Альменда" добьется своего. Но снова возникает вопрос: почему потребители услуг должны заставлять коммунальщиков нормально работать? Это вопрос, на который мы все ждем ответа. Наталья ТИМИРБАЕВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/21359/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007