Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
24 августа 2007 | ОБЩЕСТВО |
Идея как единство слова и делаКонцепция общенациональной идеи Кыргызстана "Развитие через единство" является результатом усилий коллектива профессионалов. К сожалению, по мере изучения представленного текста остается недостаточно проясненным, какое же содержание вкладывается авторами в понятие общенациональной идеи. Конечно, слово "идеология" набила уже оскомину. Избегая его, авторы употребляют термин общенациональная идея. Но, на мой взгляд, это все равно, что в лоб или по лбу. Если говорить коротко, то идея - это своеобразно выраженный ряд принципов жизни, норм поведения, установок сознания, отражающих окружающий нас мир через призму общезначимых потребностей и интересов людей. В свою очередь, идеология предстает как систематизированная совокупность идей. Идея может быть привлекательной, если она затрагивает глубинные интересы и чаяния людей. Тогда она может стать материальной силой. Потому что вдохновляющее слово, направляя поведение людей, обретает действенную силу. И наряду с этим, бесконечные, заунывные призывы к единству оставляют людей вполне равнодушными, если за ними не скрывается энергия человеческих интересов. Интересы имеют свойство разводить людей в противоположные стороны. Но они же способны объединять тех же людей, когда они преследуют некую притягательную общую цель. Однако заданная цель - развитие через единство - без определения реальных механизмов ее достижения остается просто декларацией. Поэтому, мне представляется, один из существенных изъянов рассматриваемой здесь концепции состоит в ее декларативном характере. Желаемое не согласуется с действительным. Каким путем возможно достичь единства, остается нераскрытым. Общеизвестно, в жизненной практике такого рода благие намерения зачастую оборачиваются плачевными результатами. Журналист В. Тимирбаев в своей статье ("МСН", 14.08.2007) вопрошает: есть ли смысл в нынешней ситуации социального расслоения общества, обострения всевозможных противоречий, говорить вообще о какой-то идее объединения? Да, конечно, мы с вами живем в сложное, переменчивое время. Лишь своим заклятым врагам, как повествует история, мудрые старцы древнего Китая желали жить в эпоху перемен. Как известно, человек может выдержать любые лишения, невзгоды и не сломаться. Но непосильным бременем предстает нынешняя духовная обездоленность и опустошенность, захватившая наших соотечественников. Можно сказать, дух человеческий угнетен. Поистине наше время пронизано сознанием кризиса и кризисом сознания. Раздвоенность, внутренняя разорванность сознания является доминирующей чертой времени. Исходя из этого, как мне кажется, надо поблагодарить авторов концепции, решившихся вынести на суд общественности свою версию общенациональной идеологии. Следующий момент заключается в необходимости более четкого разграничения этнической и гражданской нации. Неизбежно встает вопрос: говоря об общенациональной идеологии, авторы имеют в виду этническую общность, составляющую народ Кыргызстана, или речь идет о гражданах государства как национальной общности? Итак, какая же идея может объединять и вдохновлять кыргызстанцев на созидательные преобразования? Какой принцип может стать стержнем идеологической доктрины современного Кыргызстана? По моему мнению, ответ уже существует. Совсем недавно руководитель МИД республики Э. Карабаев в интервью газете "Общественный рейтинг" (5.07.2007) сообщил, что в сентябре текущего года президент К. Бакиев выступит на Генеральной Ассамблее ООН, где озвучит инициативу Кыргызстана об учреждении Всемирного дня социальной справедливости. Данная инициатива могла бы стать консолидирующей в рамках формирования всемирной политики социальной справедливости. Причем социальная справедливость должна лежать не только в основе межгосударственных, но и внутригосударственных отношений. Важным пунктом концепции национальной идеологии, думается, является четкий и краткий анализ переходного периода, переживаемого Кыргызстаном. Без этого не будет понятным: кто мы, куда идем, какие цели ставим. Исторический опыт свидетельствует, что лишь формирование отвечающего интересам человека базиса обеспечивает стабильность и динамичное развитие общества. К сожалению, мы с вами живем в период дикого, стихийно развивающегося капитализма. Цивилизованный капитализм с правовыми гарантиями мы наблюдаем в развитых странах. Но путь к нему нам не заказан. В заключение хотелось бы отметить, что всякий критический пафос должен обладать и позитивным импульсом. Исходя из этого, было бы несправедливым отрицать проделанную авторами серьезную работу. Есть надежда, что в процессе основательных обсуждений и проработок в конце концов удастся общими усилиями выстроить приемлемый вариант данной концепции. Алим ДОНОНБАЕВ, доктор политических наук. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/19688/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007