Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
27 июля 2007 | ПЕРСОНЫ |
Наша НаташаТелефонный звонок застал меня врасплох: - Саша, здравствуйте, это Наталья Филипович. Помните меня? Я хочу подарить вам мою первую книгу стихотворений, которая наконец увидела свет в Курске. Мы договорились о встрече в редакции. Через года и эпохи С Натальей Филипович я виделся, дай Бог памяти, около сорока лет назад во Фрунзе, откуда, выйдя замуж, кажется за военного, она уехала, как говорит в своей книге, "в буквальном смысле на край света - мыс Шмидта". Филфак КГУ им. 50-летия СССР Наташа окончила в 1966 году, как раз тогда, когда его порог на грядущие пять лет переступили мы - Слава Шаповалов, Света Суслова и автор этих строк. Что касается нас, то мы все трое выпустили в свет немало своих поэтических книг, стали членами Союза писателей СССР и республики, обладателями собственных изданий избранных произведений. А зарождалось-то все это в то далекое теперь время, когда мы с Шаповаловым - начинающие поэты - находились под явным благотворным и завораживающим влиянием объективных и в чем-то преувеличенных слухов о творческом обаянии и небывалом потенциале поэзии Наташи Филипович. Как строгая и заботливая старшая сестра, она незримо жила в наших сердцах и как бы взыскующе подталкивала к новым поэтическим свершениям. Будущее еще не было нами обжито, но мы уже вслед за Наташей горели жарким желанием состояться в нем, подспудно чувствуя, сколь нелегок наш творческий выбор. Лучше всего ту фрунзенскую обостренную поэтическую атмосферу передает стихотворение Вячеслава Шаповалова, которое открывает первый том его избранных произведений и посвящено Наташе Филипович: "Чему-то веря и не веря, Идти с тропинок в дальний снег С тяжелым постоянством зверя - Туда, где слышен человек. И встретить бьющий женский голос, Замученный и горловой, И взбаламученную полость Души укутать с головой. И заглянуть в глаза пустые: Растраченные - глубоки... И вновь брести дорогой стылой. Зачем-то плакать в кулаки". (1964 г.). Вячеслав Иванович, нынче, кстати, народный поэт Кыргызстана, очень высоко ценил тогдашнее творчество Наташи и всегда это подчеркивал, видимо, оставаясь в притягательной власти этой скуластой, в "хемингуэевском" свитерке, талантливой поэтессы с немного усталыми глазами вдохновенной женщины, сжигающей себя ахматовскими, цветаевскими и собственными стихами. Ее отъезд на мыс Шмидта, конечно, не вычеркнул Наташу из наших сердец, наоборот, тоска расставания лишь с новой силой подчеркнула глубину некой творческой общности, трепетная эфемерная суть которой не подвластна никаким расстояниям. Собственно, вот что интересно при этом: я во Фрунзе встречался (по какому-то поводу в дружеском кругу) с Наташей Филипович единственный раз где-то на квартире по Душанбинской, и даже, как она теперь написала на титуле своей книги, посвятил ей какие-то стихи. В редакции "МСН" произошла наша вторая встреча - через года и эпохи. Пути-дороги привели ее в Бишкек, и она в ряду своих дорогих знакомых не забыла и меня. Это по-особому согрело душу. Благословенный поселок Из "Авторской исповеди": "Я и дворником была, и почтальоном, и машинисткой, служила в воинской части и в отделе внутренних дел, в ИНТИ, в беспросветной-культпросветной сфере, в Домах культуры заведовала внешкольным отделом, родительские гены привели в многотиражку завода... Но все же вернулась к своей любимой библиотечной работе, в клубе поселка Халино". - Это под Курском, в шестнадцати километрах. Уже двадцать лет заведую библиотекой офицерского клуба, - счастливо вздыхает Наталья. По всему видно, что она вполне удовлетворена своим нынешним житейским статусом, поскольку, по известной брюсовской формуле, поэт - это учитель человечества. Природный ген женского беззаветного опекунства, наставничества взял свое и наконец проявляется во всей полноте и силе после давнишнего обретения университетского диплома с учительской профессией. К тому же жизнь Натальи Филипович идет в благодатных природных условиях российской сельщины, в поселке, где, в общем-то, все как бы свои. Культурная, литературная часть бытия естественным образом дополняет местную экологическую ауру: обсуждаются новинки, читаются стихи, приглашаются известные творческие личности из Курска, Москвы, Воронежа и т.д. Старший сын Алексей - художник, младший Дмитрий - военный. Именно здесь Наташа и нашла понимание своей творческой сверхзадачи, заручилась спонсорской поддержкой, издала в Курске поэтическую книгу приличным (по нынешним временам) тиражом 1000 экземпляров. - Бывает, - лукаво улыбается она, - что ко мне в библиотеку заглядывает... лошадь, видимо, напоминая, что, по Маяковскому, "все мы немного лошади". Такие сценки, конечно, мне по вкусу, они добавляют очарования нашему халинскому бытию. В общем, чувствовалось: жизнь в миру, безусловно, задалась. Что и отрадно! "Что задумано, не сбывается - это жизнью моей называется" А как же поэзия? О ней Наталья Филипович старалась всуе не упоминать, скромно уклоняясь: дескать, вы тут, в столице, а мы там - провинциалы, мыслим иными категориями и масштабами. Звезд с неба не хватаем... Но живет, живет поэзия в ее глазах, стоически подвигая к перу и бумаге. Читаю: Налицо уже приметы времени, А сказать точнее - на лице: Пятна, как у женщины беременной (Недостаток витамина С). Дорогой ценой за все заплачено - Тонкой паутинкою морщин. Успокой меня, мол, это патина. Как на лаке выцветших картин. Жизнь - дорога, трудная и длинная, Проползи по ней ли, пронесись. Тем ценней картина, чем стариннее - Этой мыслью только и спастись. Беспощадно откровенна и по-прежнему загадочна Муза Наташи. Отчего это? Может, оттого, что, как она пишет, в ее биографии "много сомнительных фактов"? Наталья Филипович - дочь своего времени, которое пришло и наломало столько дров в судьбах людей. "Если я напишу, что родилась в столице Казахстана с красивым названием Алма-Ата... вы уличите меня в неточности, этот город уже не столица. Если признаюсь, что закончила филфак КГУ в тихом азиатском городе Фрунзе, то есть резон возразить, что нет его уже, города с названием-фамилией советского военачальника... А есть тревожные сводки из неспокойного Бишкека. Вот и приходится даже автобиографию для отдела кадров переписывать". Она жила и работала в Средней Азии, на Украине, Чукотке, Сахалине, в Мордовии. И вот теперь - Халино, обитель муз. Последняя пристань? Что задумывала поэтесса Наталья Филипович и что не сбылось в ее творческой судьбе? Возможно, патина времени действительно кстати ее лучшим стихотворениям, так же, как она идет, по ее утверждению, ей самой на склоне лет. А главное, не исчезло во всем этом классическое очарование этакой прекрасной незнакомки, которая, "дыша стихами и туманами", обдает сердца солнечным ароматом юношеской романтики. К примеру, как в этом стихотворении, обжигающем светом верности идеалам вечного странствия в мире: Я мечтала много лет, Слов скептических не слыша, Согревал мне душу свет Фонарей ночных Парижа. Так прошла в мечтаньях жизнь, И унес надежды ветер, И пропали миражи. Мне Париж уже не светит. Говорили мне друзья, Объясняли мне подруги: Без чего прожить нельзя - Разберись-ка на досуге. И добавили, любя: Не смеши, живи поближе! Но вчера купила я Книгу с картою Парижа! "Все обо мне - в моих стихах" К сожалению, не все, хотелось бы большего, именно в поэтическом ключе. Что ни говори, а особенности скитальческой "семейной" биографии Наташи не прибавили нам ее ярких поэтических находок. Подспудно она и сама это ощущает: "Повинуясь не всегда мудрому внутреннему голосу (или голосу собственной лени?), я так долго сопротивлялась призывам маститых поэтов "работать над стихами", что проскочила, наверное, судьбоносный перекресток жизни. Но - "вся жизнь - это мир упущенных возможностей". Призывы неких маститых поэтов тут, конечно, ни при чем: каждый талантливый стихотворец волен и в силах сам набраться собственного неповторимого и незаменимого опыта для формальной и содержательной огранки своих творений. Дело только в том, что одни способны положить на это всю свою жизнь, а другие относятся к собственной поэзии менее профессионально. А ведь, казалось бы, ясно: скажем, музыкант, обращающийся к любимому инструменту эпизодически, рискует никогда не стать виртуозом. Поэзия, как любая другая область нашего труда, никогда не чуралась и не чурается, так сказать, класса, блеска на запредельных высотах творческого духа. Вот и в последующем вечернем кратком телефонном разговоре я сказал Наташе о том, чтобы она в очередную свою книгу поместила как раз только стихи о себе и не пустила на ее страницы различные сочинения по поводу. Ведь стихи пишут все, а поэтов - единицы. И это как раз те, кому удалось талантливо и неповторимо преломить времена и события через призму собственного "я". Знает, конечно, это и сама Наталья Филипович, которая, по счастью, не убоялась в первой книге таких вот строк: Денег не накопила, Не сберегла добра. Только всего и было - Два небольших крыла. Жаль, что уже напрасных - Так тяжело летать! Разве, пожалуй, в праздник - Да долго в шкафу искать... Вот такая выдалась неожиданная встреча с нашей бывшей незабвенной землячкой. Александр НИКИТЕНКО. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/19353/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007