Распечатать: За чертой смертников РаспечататьОставить комментарий: За чертой смертников Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: За чертой смертников Посмотреть комментарии

24 июля 2007

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

За чертой смертников

    Сто семьдесят четыре кыргызстанца, приговоренных по решению суда к смертной казни, получили пожизненную отсрочку.

    Двадцать пятого июня президент Курманбек Бакиев подписал указ об отмене высшей меры наказания. У местных правозащитников исчезла излюбленная пища для размышлений, приправленная зачастую пикетами и акциями протеста. Независимые же эксперты, напротив, принялись ожесточенно ломать копья, причем все чаще применяя такие нелестные словосочетания, как фарисейский гуманизм, фальшивая морально-этическая ответственность, поклон убийцам и так далее. Но, как известно, дискуссиями делу не поможешь, документ подписан и обжалованию не подлежит.

    Мораторий на смертную казнь был объявлен в 1998 году. Тех смертников, кому посчастливилось избежать расстрела, перевели в камеры-одиночки, что в душных  подвалах СИЗО (их всего 6 в республике). Закона о замене высшей меры пожизненным заключением не было, и им приходилось в каменном мешке ждать приговора.

    Между тем конвейер "вышки" работал без перебоев, и ряды смертников пополнялись. Последним в недра столичного следственного изолятора "спустили" небезызвестного Рустама Абдуллина. Аламудунский суд приговорил его к высшей мере за убийство депутата Тынычбека Акматбаева, брата ныне покойного Рыспека.

    Известие о том, что государство помиловало отщепенцев и даровало им жизнь, не слишком обрадовало ожидающих расстрела. "Уж лучше пуля в лоб, чем годы заточения", - рассуждают некоторые приговоренные. Но есть и такие, кто считает, что вполне может рассчитывать на полное отпущение грехов и лучезарную свободу. Ибо за совершенное преступление давно наказан годами томительного ожидания, да и вообще жизнь у другого человека отнял по молодости да по глупости, а если хорошенько разобраться, и не он это был вовсе, а его дружок, он же и подставил бедолагу. Так, по крайней мере, рассуждает некто Союзбек Калдаров, приговоренный в 2000 году Первомайским судом к смертной казни за жестокое убийство сотрудников ГАИ Омурова и Нищеглотова.  

    - Мне придется остаток жизни загорать на нарах, - сетует Калдаров, - а это неправильно. Я и так сейчас в аду нахожусь, чего ж еще больше? Но и расстрел тоже не выход из положения для таких, как мы. Получается, что государство просто мстит по принципу "око за око, зуб за зуб". И само тогда становится убийцей.

    Калдаров не единственный, кто полагает, что невиновен, и упрекает во всем неразборчивую Фемиду и свою злополучную звезду.

    Но вернемся к самому указу, вернее, к его исполнению. Как любил говаривать знаменитый комбинатор Остап Бендер, скоро только кошки родятся. Так получилось и тут: подписать подписали, а как теперь его реализовывать? Об этом, как обычно, решили подумать завтра. Пока что указ  добавил только лишних хлопот юристам и чиновникам.

     Перво-наперво судьям верховного присутствия предстоит изъять из архива,  детально разобрать дела ста семидесяти четырех приговоренных к смерти и определить, какой срок заключения им назначить в зависимости от совершенного деяния, в соответствии с поправками и дополнениями к Уголовному кодексу. На это, опять же если следовать букве новоиспеченного закона, верховным судьям отводится полгода.  Раз нет высшей меры, то следует разработать механизм внедрения альтернативного наказания. Это пожизненное заключение. Но, возможно, не все смертники сразу переберутся на веки вечные в колонию. Кому-то достанется лишь "десятка", а кто-то будет киснуть за решеткой лет тридцать, аккурат до гробовой доски.

    Юристы утверждают: для того чтобы пересмотреть талмуды, потребуется не один год. В указанный срок им не уложиться.

    - Этот закон породил массу юридических противоречий и подводных камней, - говорит заместитель министра юстиции Сергей Зубов. -  К примеру, неясно, учитывать при вынесении нового приговора те годы, что провели смертники в подвальных камерах СИЗО или нет?

    - Процесс очень трудоемкий, - вторит Зубову и.о. прокурора по надзору за законностью в исправительных учреждениях Куванычбек Мамакеев, - мы еще никаких директив не получали. Закон есть, а вот процедура его осуществления не готова.

    Кроме высоких юридических закавык еще существуют и препоны, скажем так, земного характера. Для тех, кто должен пожизненно трубить от звонка до звонка, нет специальной колонии. В исправительные учреждения, предназначенные для рядовых зэков, бывших смертников отправить нельзя. Только по решению суда. Если Фемида посчитает, что приговоренного к высшей мере ( а теперь к пожизненному заключению) вполне можно направить в обычную колонию особого или строгого режима, то он пойдет по этапу. А если нет? Придется тогда ему  томиться в подвале и ждать, когда для него и его собратьев по нарам возведут особую тюрьму.

    - Правительство нам уже выделило 15 миллионов сомов, - рассказывает начальник ГУИН Кольбай Чолушев. - На эти деньги мы и собираемся построить колонию для пожизненных заключенных, рассчитанную на двести мест. Средства будут поступать постепенно. Пока мы получили лишь три миллиона.

    Располагаться новая зона будет в селе Джаны-Джер. Архитекторы города во главе с директором Госагентства по архитектуре и строительству Ишенбаем Кадырбековым уже разработали проект и готовы приступить к его реализации. По словам Зубова, новая тюрьма должна быть выполнена по примеру европейских исправительных учреждений.

    - Мы уже сорок лет ничего не строили для контингента, - утверждает заместитель министра, -  собирались СИЗО возвести, вроде начали, а закончить забыли. А сейчас хотим поставить добротную тюрьму. Смета расходов подсчитывается. Думаем, в этом году начнем строительство.

    Кстати, закладывать фундамент будут тоже заключенные, отбывающие срок в девятнадцатой колонии особого режима, на базе которой гуиновцы собираются возвести зону.

    Материалы для строительства, к примеру кирпич, тоже намерены брать из своих резервов, на щедрые дотации государства не рассчитывают. Его производят в колонии №16.

    Намерения благие, но суждено им сбыться или нет, время покажет. Верховоды в очередной раз явили соседям Кыргызстан с нимбом демократичности и гуманности, упразднив институт смертной казни. Хотели как лучше, получилось как всегда. На строительство тюрьмы нужны деньги, и  содержание пожизненных зэков тоже влетит в копеечку. По признанию тех же руководителей ГУИН, в этом году исправительная система недополучила грошей на необходимые нужды, к примеру на питание заключенных, на лечение туберкулезных больных. То есть финансирование хромает на обе ноги. Каждый тыйын приходится буквально вырывать зубами. А тут еще возмутились потенциальные налогоплательщики. В большинстве своем кыргызстанцы не собираются кормить за свой счет 200 особо опасных преступников. Поэтому, как полагают некоторые аналитики, отмена смертной казни - непозволительная роскошь для Кыргызстана, не стоящая свеч игра в добродетель.

    Фото Владимира ПИРОГОВА.

    Дарья МАЛЕВАНАЯ.


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/19326/


Распечатать: За чертой смертников РаспечататьОставить комментарий: За чертой смертников Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: За чертой смертников Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007