Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
10 июля 2007 | СОЦИАЛКА |
Кто обеспечит надежную крышу?Осенью этого года депутаты Жогорку Кенеша должны приступить к рассмотрению проекта нового Жилищного кодекса, созданного группой разработчиков во главе с депутатом Каныбеком Иманалиевым. А пока при содействии Фонда "Сорос - Кыргызстан" ведутся обсуждения этого важнейшего документа, который призван регулировать все отношения, связанные с жилыми помещениями, их использованием, жилищными правами граждан. При этом представители всех групп интересов - домкомы, председатели ТСЖ, поставщики коммунальных услуг, представители социальных организаций - считают, что новый проект требует дополнений и уточнений. - Жилищный кодекс, который действует в Кыргызстане в настоящий момент, был утвержден еще в 1983 году и не соответствует реалиям времени, - говорит председатель ТСЖ "Альменда" Людмила Светличная. - По своему опыту знаю, что положения нынешнего Жилищного кодекса противоречат другим действующим законам и постановлениям. Безусловно, он требует пересмотра. Поэтому спасибо тем, кто наконец взялся за эту большую и нужную работу. Однако пока в новом проекте множество недоработок, которые, надеюсь, будут устранены в окончательном варианте. Так, например, в статье 38 проекта четко говорится: "Собственники помещения в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме". А это значит, что за то, как выглядят наши дома и в каком они состоянии, отвечать должны только собственники, то есть мы с вами. Государство же намерено лишь контролировать использование и сохранность жилищного фонда. - Мы понимаем, что уже давно являемся собственниками, - говорит член правления ТСЖ "Альменда" Георгий Когай. - Девяносто восемь процентов квартир двух домов, объединенных в наше ТСЖ, приватизировано. А это значит, что нам принадлежат не только наши личные квадратные метры, но и крыши, подвалы, подъезды, придомовые участки, которые мы должны содержать. Но на какие средства? Считается, что жилищные кооперативы или дома, где жильцы сумели объединиться в ТСЖ, аккумулируют взносы, за счет которых и решается проблема обслуживания внутридомовых коммуникаций и содержания общего жилого имущества. Однако наш опыт показывает, что денег, которые реально могут вносить жильцы ежемесячно, хватает лишь на покрытие текущих расходов. Судите сами, в настоящий момент в нашем ТСЖ за техническое обслуживание и содержание дома мы собираем полтора сома за один квадратный метр. Получается, что владелец однокомнатной квартиры платит около 50 сомов, двухкомнатной - почти 80 сомов, трехкомнатной - более 100 сомов ежемесячно. Эти средства уходят на вывоз мусора, уборку придомовых участков, мелкий текущий ремонт и другие ежедневные нужды. То есть накопить на тот же ремонт кровли не получается. Если же поднять квартплату, то половина наших жильцов сразу же станут неплательщиками. Поэтому в Жилищном кодексе необходимо предусмотреть участие государства в поддержании жилищного фонда. Иначе собственники жилья не смогут содержать жилье в надлежащем виде. Есть еще один аргумент в пользу того, что государство должно взять на себя часть расходов по содержанию жилищного фонда страны. Так, два дома, в настоящий момент объединенные в ТСЖ "Альменда", построены в 1983 году. Все это время жильцы исправно вносили квартплату, так сказать, накапливали средства на ремонт. Экономика в тот момент была плановой, и накопленных средств к моменту обветшания дома хватило бы на постройку нового здания. Однако Советский Союз распался, и наши средства канули в никуда, а мы получили в распоряжение старые дома, которые требуют капитального ремонта. Получается, что нынешним Жилищным кодексом муниципальные органы попросту хотят снять с баланса жилой фонд и оставить горожан один на один со своими проблемами. А это значит, что через несколько лет благоустроенное жилье, где обитают сотни тысяч наших граждан, совсем обветшает и превратится в трущобы. - Отмечу, что вопрос ответственности государственных органов в содержании, эксплуатации и управлении жилым фондом не единственная наша претензия к проекту Жилищного кодекса, - продолжает Людмила Светличная. - Я, как заинтересованное лицо, внимательно изучила его и составила список статей и разделов, которые, на мой взгляд, требуют доработки. Если уж на наши плечи перекладываются обязанности по содержанию жилища и общей долевой собственности, то необходимо хотя бы расшифровать, что скрывается за этими понятиями, иначе споров между соседями не избежать. Необходимо оговорить и правила пользования многоквартирным домом. Кроме того, в проекте Жилищного кодекса не описан порядок рассмотрения жалоб и заявлений собственников жилья. В новом кодексе просто оговаривается, что в случае возникновения споров они "решаются в судебном порядке". Но что скрывается за этим? Необходимо четко описать механизм и сроки подачи и рассмотрения заявлений. В проекте много говорится о правах собственников жилья. Это и получение качественных коммунальных услуг, и защита законных интересов по сохранности жилья и прав на него, и управление домом. Однако нет ни слова о том, кто должен обеспечивать эти права. С другой стороны, не расписаны права и обязанности поставщиков коммунальных услуг. Не объясняется, исходя из чего формируются тарифы на эти услуги. А без такой информации собственники жилья не смогут контролировать качество работы коммунальщиков. Необходимо учесть в новом Жилищном кодексе и соблюдение госстандартов при строительстве и эксплуатации многоквартирных жилых домов. Конечно, может быть, все эти отношения регулируются какими-то постановлениями. Но доступа к этим документам у простых граждан нет, а, следовательно, мы, собственники жилья, не можем проследить, нарушаются ли наши права, когда дается разрешение на строительство в жилом доме или возле него кафе, парикмахерской или мини-пекарни. Да что говорить, нам, правлению ТСЖ "Альменда", с трудом удалось получить действующее постановление о правах и обязанностях управляющего многоквартирным домом. А ведь все это сфера действия Жилищного кодекса и, значит, должно быть в нем отражено. - Впрочем, не нужно думать, что проект Жилищного кодекса содержит одни белые пятна, - заключила Людмила Светличная. - Есть в нем и важные моменты, которые просто необходимо сохранить в основном документе. Например, пункт о заочном голосовании собственников жилья. Я как председатель правления ТСЖ постоянно сталкиваюсь с тем, что не могу собрать кворум, потому что часть жильцов сдает свои квартиры, а часть вообще уехала за пределы Кыргызстана на длительный срок. Поэтому абсолютно верно, что Жилищный кодекс дает право людям выражать свое мнение дистантно. - В общем, проект Жилищного кодекса - это шаг вперед в регулировании жилищных вопросов, - выразили свое мнение члены правления ТСЖ "Альменда". - Однако он содержит множество недоработок, которые нужно устранить до того, как кодекс будет принят. Иначе под жилищный фонд будет заложена мина замедленного действия, силу взрыва которой рано или поздно почувствует каждый домовладелец. Коллаж Валентины ЛОМКОВОЙ. Наталья ТИМИРБАЕВА. Адрес материала: //msn.kg/ru/news/19162/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007