Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
8 мая 2007 | ЭКОНОМИКА |
Прочен ли фундамент успеха?Основные показатели экономического и социального развития Кыргызстана в I квартале этого года, обнародованные Нацстаткомитетом, внушают определенный оптимизм. Впервые за последние годы удалось преодолеть спад в промышленности, рост ВВП составил 7,3% против 2,1% в январе - марте 2006 года, объем инвестиций в основной капитал увеличился более чем в 1,6 раза, почти в полтора раза возросли валовая продукция строительства и ввод жилья, без малого в 1,3 раза выросла номинальная среднемесячная зарплата одного работника, достигнув 3272 сомов. Из 26 учитываемых важнейших экономических показателей незначительный спад в сравнении с итогами I квартала прошлого года отмечен только в горнодобывающей и перерабатывающей промышленности. Словом, успех налицо. Однако хотел бы предостеречь от эйфории. Сравнительно высокие темпы роста ВВП не должны никого вводить в заблуждение, поскольку достигнуты они главным образом за счет прямого спада, а также крайне низкого повышения в течение 3-4 последних лет. К сожалению, нынешний рост не сопровождается сколь-нибудь заметной модернизацией производства или серьезными подвижками в сфере управления. В связи с этим несложно предсказать, что если в следующем квартале в стране удастся наконец кардинально разрешить политический кризис, то во втором полугодии, и особенно в 2008 году, экономический рост может достигнуть 9-10%. Однако этот подъем, скорее всего, обретет временный характер, поскольку будет базироваться на причинах "дисциплинарного" свойства. Сила их действия достаточно быстро истощится, а вот дальнейшее интенсивное развитие экономики потребует импульса более фундаментального и долговременного. Этот момент, безусловно, был учтен при разработке программы ускоренного развития страны на текущий год и более отдаленную перспективу. Говорю об этой программе потому, что, хотя она была составлена предыдущим правительством, нынешнее во главе с Алмазбеком Атамбаевым, скорее всего, возьмет ее за основу. Так что программа нового правительства вряд ли претерпит кардинальные изменения. Проблемы, что перед старым кабинетом, что перед новым, остаются те же самые. Вопрос только в том, реально ли и удастся ли в полном объеме осуществить все сформулированные в программе меры. Сомнения на этот счет связаны с несколькими моментами. Главное, на мой взгляд, препятствие для роста экономики в республике - чрезмерное административное вмешательство государственных органов в экономическую деятельность, особенно субъектов малого и среднего бизнеса. Сколько принималось, казалось бы, здравых и дельных решений об ограничении числа проверяющих, контролирующих и проверок. И что же? Хоть кто-нибудь подумал принять к исполнению все эти указы президента, постановления правительства, предписания местных исполнительных органов? На деле как было господство административной системы, так и остается, свобода действий товаропроизводителей ограничивается всевозможными препонами. Мировой опыт показывает, что для утверждения рыночной экономики нужно, как минимум, чтобы экономические субъекты обладали четко определенными правами собственности, которые обеспечивают свободу и независимость экономического поведения. Необходимы четкие правила игры. Чтобы и сами чиновники фискальных органов знали, что им можно, а чего нельзя, а главное, чтобы об этом четко знали представители малого и среднего бизнеса. Пока же размытость, нечеткая регламентация административных процедур позволяют аппаратчикам применять решения по своему усмотрению, действовать, как им заблагорассудится, как им удобно и как хочется. Отсутствие стабильных и понятных правил игры в сочетании со слабостью силы и власти закона определяет высокие риски ведения бизнеса в Кыргызстане, делает страну и ее экономику мало привлекательной для инвесторов. Если не удастся избавиться от этих болезней, трудно рассчитывать на устойчивый, стабильный и высокий рост экономики. Однако, чтобы создать комфортные условия для бизнеса, одного этого недостаточно. Требуются также разумное определение и распределение налоговой нагрузки, эффективная защита прав экономических субъектов, поддержка производства продукции экспорта и импортозамещения. Скажем, год от года увеличивается импорт в страну продовольствия, товаров переработки сельскохозяйственной продукции. Происходит это во многом из-за откровенно плохой аграрной политики. В Таласской области в селе Шекер живет фермер Азамат Шапаков, наш постоянный автор. Из года в год он пишет об одних и тех же проблемах таласских фасолеводов. Отечественный сельский товаропроизводитель, будь то в Таласе, Баткене, Ошской области, Нарынской, остается один на один со своими бедами и трудностями. Большой и неразрешимый, к примеру, вопрос с кредитами. Все коммерческие банки Кыргызстана по-прежнему ориентируются на "короткие" деньги, на быструю оборачиваемость и возвратность кредитных ресурсов. Но ведь инвестиции в развитие перерабатывающей промышленности требуют денег "длинных", под разумные проценты. А с этим сложности. Остановимся еще вот на каком моменте программы ускоренного развития. На этот год определена задача добиться роста ВВП на 8%. Спору нет. При нашем крайне невысоком уровне производства товаров и услуг (порядка 520 долларов на душу населения в год) увеличение объема валового продукта чрезвычайно важно. И все же рост ВВП не может и не должен быть самоцелью. Это еще не гарантия и не показатель стабильного состояния экономики и повышения уровня жизни населения. Печальный опыт СССР с безудержным и нерасчетливым вбухиванием миллиардов рублей, материальных ресурсов и человеческого труда в производство тяжелой бронетехники, стратегических ракет, авианосца, закапывание колоссальных средств на строительство опасного для окружающей среды канала Волга - Чограй, попытка создания тракторостроительного колосса в Елабуге и множество других примеров - убедительное тому доказательство. Не менее важной задачей должна стать эффективность капиталовложений, эффективность экономического роста. В Советском Союзе львиная доля в инвестициях в основной капитал приходилась на промышленное строительство. О его размахе можно судить только по одной нашей республике. Еще живут среди нас те, кто строил Кантский цементно-шиферный комбинат и Токтогульскую ГЭС, Майлуу-Суйский электроламповый и Токмакский стекольный заводы, Ошский хлопчатобумажный комбинат и швейную фабрику им. ВЛКСМ. Сегодня в суверенном Кыргызстане большая часть капиталовложений идет на строительство жилья. Разумеется, в современных условиях, когда государство строит жилья непростительно мало, а нуждающихся в собственной крыше над головой многие десятки тысяч, нужно только приветствовать, что все больше людей берут заботу о собственном благополучии на себя. Однако беда в том, что государство не только не строит жилых домов, оно вообще сегодня очень мало строит. Скажем, в 2006 году в общем объеме инвестиций в основной капитал доля государства составила лишь немногим более 8%. Позитивно оценивая солидные капиталовложения в строительство жилья, тем не менее замечу, что жилой дом работает на экономику страны, пока он строится: заняты десятки строителей, транспортников, востребована продукция предприятий стройиндустрии и т.д. Когда же дом построен, отдачи от него по сути никакой. Дом - это вам не завод, не фабрика, не цех. Об устойчивом и динамичном оздоровлении экономики Кыргызстана можно будет уверенно говорить, если правительству удастся вернуть к жизни вчерашние флагманы промышленности, модернизировать и запустить в действие основные производства на них. Вячеслав ТИМИРБАЕВ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/18382/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007