![]() | ![]() | ![]() |
20 апреля 2007 | ДВА АВТОРА |
Не все потеряно?В редакцию "МСН" пришел самобытный художник Петр Куринских, принес свои стихи, так сказать, на суд профессионала. После недолгой беседы он без всякой обиды воспринял мой отказ заняться чтением его произведений. Петру Михайловичу в силу его собственного профессионализма вполне были понятны мои доводы. Ведь во всякой оценке творчества налицо, во-первых, этакая вкусовщина, а во-вторых, скрытая тенденция навлечь на себя гнев автора в случае сомнения в его гениальности. А зачем мне, как и любому другому, лишние неприятности с переходом, так сказать, на личности? Вот я же, скажем, не несу свои любительские акварельные этюды в Союз художников, не тормошу занятых до предела мастеров кисти просьбами взглянуть, одобрить и помочь устроить мне вернисаж... Быть живописцем - нужен талант, всем ясно. Чтобы в этом убедиться, достаточно взять чистый лист бумаги и попробовать что-либо изобразить. Тут и выяснится, сколько всяких тонкостей нужно знать художнику! Это и тайны композиции, и рисунок, и магия колорита и т.д. и т.п. То есть если имярек художник-профессионал, то этим все сказано: он талантлив в том, что не каждому дано. То же самое и музыка. Возьмите любой инструмент и попробуйте заставить его доставить удовольствие слушателям. Если "игрок" не обучен - результата нет, ясно как божий день. Всем это видно, и можно только улыбнуться его потугам объять, как говаривал незабвенный Козьма Прутков, необъятное. Другое дело - стихо- творчество. Считается, что стихи пишут все или почти все. Почему? Загадка. Откуда такая всеобщая тяга к одному из сложнейших видов искусств? Видимо, срабатывает кажущаяся его доступность: нужны только бумага и ручка. Не надо тратить годы, как в постижении тайн изоискусства или виртуозном овладении музыкальным инструментом. Это, конечно, обывательское, весьма далекое от истинного представление об искусстве поэзии. Массовое, повальное увлечение стихосложением было всегда, есть и сейчас. Скажем, на одном только популярном российском сайте lib.ru зарегистрировано более ста тысяч стихотворцев. При этом создатель сайта вынужден признать: художественный уровень большей части этой писанины оставляет желать лучшего. Оно и ясно: поэт все-таки понятие сугубо штучное, что и подтверждает мировая литература. Ведь по большому счету поэт, по меткому определению Валерия Брюсова, - это учитель человечества. А отбор тут, естественно, жесткий, кого попало человечество в наставники не хочет. В Бишкеке из активно работающих членов еще Союза писателей СССР я знаю Михаила Рудова, народного поэта Кыргызстана Вячеслава Шаповалова, Светлану Суслову, Светлану Луговую, Анэса Зарифьяна, Валерия Жернакова. Лучшие произведения этих моих соратников по литцеху прошли проверку временем, выросли на традициях русской и мировой классики и отмечены божьей искрой. Вообще фрунзенская поэтическая школа славилась своей яркостью, самобытностью и была известна в Союзе. У ее истоков стояли Сергей Фиксин, Юрий Смышляев, Леонид Дядюченко, Евгений Колесников, Анатолий Бережной, Лев Аксельруд. Молодым поэтам было на кого равняться, с кем тягаться в мастерстве, у кого учиться. При этом наши тогдашние маститые поэты во главу угла своей многообразной деятельности ставили преемственность творческих поколений. Взыскательная их требовательность без поблажек к твоему творчеству слыла законом. Чтобы тот или иной местный мэтр тебя заметил, надо было ого-го как работать! И случалось, замечали. Это было явной удачей! Тот же светлой памяти Сергей Андреевич Фиксин, например, понравившиеся ему стихи помещал на страницах журнала "Литературный Киргизстан", где заведовал отделом поэзии. И в дальнейшем уже не упускал тебя из виду, интересовался твоим творчеством, помогал чем мог. В свою очередь, оперившись и обретя собственный литературный вес, мы по доброй традиции сами пестовали идущих следом. При ЦК ЛКСМ Киргизии и редакции журнала "Литературный Киргизстан" активно работало литобъединение "Среда" во главе с Евгением Колесниковым. На его заседаниях не тратили время на пустые окололитературные разговоры, а рассматривали и обсуждали рукописи конкретных молодых талантливых авторов. Затем добивались публикации их поэзии и прозы в журнале, в местной периодике. Когда у кого-то из них складывалась книга, предлагали рукопись в издательство, заодно знакомя ее автора с редактором. Так, помнится, уверенно вслед за нами встали на крыло Вера Кортикова и Малика Шабаева, Хаитвай Муслимов и Сабырбек Куручбеков, Асфандияр Булатов и Александр Пак, прозаики Николай Недолужко и Сергей Занин и другие. К сожалению, грянувший рынок поломал многие из этих ярких литературных судеб. Выжили, по главному счету, и пришли к читателям в более или менее полном объеме своего творчества лишь те, кому сейчас под 60 и больше. Так вот, видимо, не зря Петр Куринских зашел именно ко мне, возможно помня, к какой поэтической школе я принадлежу. Спасибо, как говорится, за доверие, но одного не учел Петр Михайлович. Все нынче поменялось и порушилось. Нет в Бишкеке (и давно) былой стройной системы работы с начинающими стихотворцами. А главная причина тут в том, что издание книг стало делом самих авторов. Зачем, скажем, мне тратить кучу времени и нервов на обучение и становление робкого таланта, если я знаю: больших денег на издание своего сборника у него нет. А поэт без публикаций и книг - это все равно что художник без выставок: творческого роста тут не жди. Творец должен чего-то достигать, выходить к людям, осмысливать свои достижения, чтобы идти дальше. Иначе он варится в собственном соку и пребывает в безвестности. Пожалуй, в какой-то мере сложившийся сейчас педагогический вакуум в нашей поэзии заполняет Михаил Рудов в КРСУ да Александр Иванов - главный редактор журнала "Литературный Кыргызстан". Но в итоге все-таки в нашей массе пишущих стихи дело так и не доходит до настоящего былого системного поэтического становления. Ибо все же на бишкекском поэтическом олимпе новых серьезных имен, кроме упомянутых выше, в числе активно работающих, увы, нет. Зато резко снизилась планка поэтического ремесла как такового. Его просто захлестнула волна откровенного ширпотреба, еженедельно накатывающего на читателя русскоязычной правительственной газеты. И реалии таковы, что наш обыватель, уже воспитанный на этой стихотворной халтуре, похоже, и не в состоянии отделить зерна от плевел. Одно в этой ситуации греет: люди все-таки пишут стихи, а значит, не все еще потеряно. Александр НИКИТЕНКО, замредактора "МСН"
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/18186/ |
![]() | ![]() | ![]() |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007