Призрак эшелона с оружием?
Нам удалось встретиться и разговорить одного из бывших сотрудников СНБ, недавно уволенного на пенсию. Этот офицер спецслужб не исключает версию, что история с бывшим главой МНБ уходит корнями в события четырехлетней давности.
— Вы, конечно же, помните нашумевшую историю с эшелоном оружия, который был задержан в октябре 1998 года в Оше, — сказал экс–оперативник. — Незадолго до событий мы получили информацию, что в Ош должен прибыть железнодорожный состав с гуманитарной помощью. Но наши источники утверждали, будто под мешками с мукой спрятано большое количество оружия. Сведения были такими невероятными, что мы даже не рискнули сразу доложить об этом руководству МНБ, так как не хотели попасть впросак. Решили все выяснить на месте, по прибытии эшелона. Ошское управление МНБ тогда возглавлял Омурбек Суваналиев, которого в народе называли комиссаром Каттани.
Как только состав прибыл в Ош, мы уже были наготове, подтянули спецназ, все сразу оцепили и стали проверять содержимое вагонов.
На первый взгляд, все было чин чином, внутри лежали мешки с мукой. Но они, как выяснилось, только прикрывали ящики. Увидев их, мы уже не сомневались, что информация об оружии была верной и мы действительно ввязались в очень опасную игру. Но отступать было некуда.
К нам сразу же обратились те, кто сопровождал состав и отвечал за груз. Они говорят, мол, зря вы, ребята, шум поднимаете, мы ведь уже все “развели” с очень крупными шишками в “Белом доме” и получили добро. Разве мы могли без гарантий со стороны вашего руководства рисковать и пойти на такую авантюру? Поэтому возьмите свою часть денег и будем считать вопрос закрытым...
Мы понимали, что они правы, весь груз оказался литерным и проверке не подлежал. Значит, действительно наверху было согласовано. Наверное, в самом деле нам нужно было оставить все как есть и не лезть в этот скандал. Но Суваналиев решил иначе...
Полностью состав мы и не вскрывали, сопровождающие просто предъявили нам список всего оружия. Надо сказать, его хватило бы на несколько лет военных действий. Общий вес боеприпасов составлял порядка 700 тонн. В денежном выражении груз оценить было невозможно, потому что слишком велика разница между заводской и рыночной стоимостью изъятых боеприпасов и оружия.
Но самое интересное началось потом. Суваналиев уехал в Бишкек, откуда вернулся с хорошими вестями. Руководство приняло решение конфисковать весь товар как контрабанду. Разумеется, всех участников операции отметят, кого орденами, кого повышением по службе. Американцы узнали про эту историю, тоже были довольны и якобы даже пообещали, что за такое выдающееся дело могут списать стране часть внешнего долга. Ну и, конечно, руководство Кыргызстана поднимает на недосягаемую высоту свой престиж на международной арене.
К тому времени мы уже накопали историю этого смертоносного эшелона. Отправили его из Ирана, транзитом он прошел через Таджикистан, затем Узбекистан и прибыл в Ош. Здесь оружие должны были перегрузить на машины и транспортировать на Памир, а оттуда перебросить через границу в Афганистан. Нетрудно было догадаться, чем собирались рассчитываться полевые командиры за оружие — это, конечно, наркотики. Только представьте, какое их количество должно было пройти через Кыргызстан в обмен на 700 тонн смерти! И вот теперь благодаря нам этого не произойдет. Понятно, почему американцы были в восторге, ведь они хорошо знали, что наркотики из Афганистана в конце концов могут попасть в сами Штаты. Уж Америка–то имеет в этом деле горький опыт.
Разумеется, поднялся страшный шум. Дипломаты, депутаты, прочие политиканы вопили: дескать, как такое могло произойти, что через всю Центральную Азию прошло столько контрабандного оружия! Другие орали, будто мы сорвали важную операцию и теперь талибы покажут своим противникам, то есть нашим союзникам, кузькину мать. Военные руки потирали: еще бы, задарма отхватить столько оружия и боеприпасов. Наши оперативники уже дырки провертели в мундирах под награды, но...
Потом пошли странные дела. Мы получили команду все вернуть на свои места и приготовить состав к отправке. Что за чертовщина! Суваналиев поехал в Бишкек, чтобы прояснить ситуацию. Вернулся, сказал, будто руководство МНБ летит в Америку с визитом, разбираться будет потом. А еще через день мы узнали, что Суваналиев задним числом был освобожден от должности...
Руководство приняло решение вернуть караван с оружием по обратному адресу, дескать, нехорошо присваивать чужое добро. Эшелон прошел через Узбекистан, а потом стал проезжать Таджикистан. В это время в Худжантской области по чьему–то сценарию произошло вооруженное выступление мятежного полковника Махмуда Худойбердыева, который захватил район. И проходивший по его территории эшелон с оружием бесследно исчезает... Дальнейшая судьба этих 700 тонн оружия и боеприпасов мне неизвестна. Не исключено, что они все–таки попали по месту назначения, а может, их прибрали к рукам таджикские или узбекские полевые командиры.
Последующие события свидетельствуют о том, что оружие, скорее всего, в Афганистан дошло не в полном объеме. Вскоре в Бишкек прилетел президент этой страны Бурхануддин Раббани. Он встречался с Аскаром Акаевым за закрытыми дверями, и о содержании беседы нам неизвестно. Но, возможно, что лидера ИГА интересовали некоторые аспекты этой операции. Ведь, по большому счету, оружие могло предназначаться его отрядам.
После отстранения от должности Суваналиев недолго прослужил в органах безопасности и вскоре уволился, так как его точка зрения на работу спецслужб значительно отличалась от мнения тогдашнего руководства МНБ. Кстати, всю эту историю напрямую связывали с Феликсом Куловым, который тогда был мэром столицы. Но лично я не знаю, какое отношение Кулов имел к эшелону с оружием.
Многих сотрудников спецслужб, которые так или иначе были связаны с этой историей, перевели в другие места. Нам вообще недвусмысленно дали понять, чтобы мы сильно об этом случае не распространялись.
Вскоре начались баткенские события и уже мало кто вспоминал об этом эшелоне.
Я же думаю, что все не так просто оказалось. Речь ведь не о паре десятков автоматов, а о 700 тоннах оружия и боеприпасов. Ведь у них был хозяин! Разве он мог допустить, чтобы какой–то Кыргызстан сорвал операцию и конфисковал груз? Скорее всего, они довели–таки дело до конца. Только уже не с нами, а с чиновниками на самом верху. А нас просто подставили, как уже не раз делали.
Я не исключаю, что баткенские события, развязанные боевиками ИДУ, — своеобразная месть нашей стране за тот караван. Может быть, и покушение на секретаря Совбеза относится к той же серии. Возможно, когда–нибудь мы и узнаем это достоверно.
В этой истории имели свои интересы спецслужбы разных стран и международная мафия. Их спланированная операция получила сбой в Кыргызстане. Наши чиновники, повязанные с этим оружием, не сдержали своего слова. Они хапнули большие деньги, но сыграли в нечестную игру и предоставили народу отдуваться за их интриги. Вполне возможно, что боевики в Баткене использовали то самое оружие, которое находилось в эшелоне. И еще неизвестно, где, когда и каким образом оно будет направлено против нас.
Александр КИМ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/1815/