Слово студента, господа!
Держать марку со студенчества! Ведь нынешние студенты — завтрашние управленцы, ученые, государственные деятели. Поэтому принцип академической честности и чести стал не просто основополагающим в системе образования, но и предметом научного исследования.
В Американском университете в Центральной Азии был проведен опрос, что такое хорошо и что такое плохо для современного студента, с охватом более 300 учащихся всех курсов и свыше 40 преподавателей.
Началось изучение академической честности после проведения республиканского конкурса эссе. Тогда многие вузы получили гранты Посольства США в Кыргызстане. Но лозунги лозунгами, а чтобы действовать, необходимо умение. С этой целью был проведен трехдневный практический тренинг.
Точного определения самому явлению до сих пор не дано. Многие “пошли от противного”, указав на разные грехи в образовательном процессе — плагиат, взяточничество, потворство и некорректное поведение преподавателей (например, опоздание на лекции или наплевательское отношение к преподаванию).
— Само исследование направлено на улучшение образования в вузе, — отмечает одна из авторов проекта, руководитель лаборатории критического мышления АУЦА Ирина Низовская. — Мы хотели отследить, знакомы ли студенты с самим понятием, насколько они считают приемлемым нарушать эти принципы в своем вузе и вообще в системе образования и, главное, что делать, чтобы снизить уровень академической нечестности.
Среди главных проблем отмечен плагиат, который становится чуть ли не повсеместным явлением. А начало “свойского” отношения к чужим идеям и мыслям лежит еще в школярском отношении к рефератам, открыто “скачиваемым” из книг и Интернета. Может быть, поэтому в кодексе чести для студентов и появилась почти библейская заповедь: не укради чужую мысль, чужую идею. Если же заимствовал, сделай соответствующую ссылку.
— Для нас чрезвычайно важно научить студентов отделять свое от чужого. Рано или поздно человеку приходится принимать решение (а научиться принимать решения — один из самых полезных и востребованных в жизни навыков), жить ли чужим трудом, чужим мышлением или самостоятельно творить, — продолжает Ирина Анатольевна. — Мы, кстати, задумывались и над инструментами регулирования в этой области.
В качестве наилучшего способа преодолеть академическую нечестность исследователями было предложено обучение студентов умению работать самостоятельно. (В вузах такой курс если и бывает, то на третьем, а то и четвертом году обучения, когда этот навык должен вовсю уже использоваться.) Или, к примеру, другой вариант — разработка заданий, исключающих возможность списывания.
В АУЦА, например, если студент скачивает работу откуда–нибудь, ему грозит отчисление с этой дисциплины и, как следствие, необходимость оплачивать и проходить курс заново. Если же это произошло на экзаменах, виновного изгоняют из вуза.
Впрочем, при поступлении студентам выдают книжечки, где черным по белому прописаны эти правила, права и обязанности. А некоторые слушатели даже настаивают на включении этих пунктов в контракт.
Привычка быть честным, безусловно, достойное качество. Вот только не идет ли слава об этих достоинствах вразрез с общепринятым мнением? Случайный опрос прохожих показал: чуть ли не 90% считают, что честность не содействует жизненному успеху. Это и был наш последний вопрос к исследователям: а нужно ли это нам в современных условиях? И получили ответ:
— Вопрос так даже не стоит! Можно по–разному относиться к ценностям разных поколений, но честность — ценность, которую не выбросили за борт на протяжении веков. Вся человеческая культура создавалась на ней. И сейчас умение жить честно, своим трудом, ценится все выше. Вот посмотрите, многие уже избегают ставить на ответственную работу родственников. Собственная компетентность и профессионализм становятся важнее протекции.
Дарья АЛЕКСЕЕВА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/18005/