Кто подталкивает страну к пропасти?
Чем меньше остается времени до 9—11 апреля, тем настойчивее выходит на повестку дня вопрос: что ждет страну и общество с началом бессрочных митингов?
Заявление штаба Объединенного фронта “За достойное будущее Кыргызстана” о том, что бессрочные митинги “должны стать днями общенациональной консолидации и началом кардинальных перемен в жизни страны”, по–моему, сегодня не может ввести в заблуждение даже самых наивных и далеких от политики граждан. Еще нигде и никогда искусственно нагнетаемые страсти и насильственно инициируемые “массовые” митинги не служили на пользу общенациональной консолидации.
Да, они могут стать началом кардинальных перемен в жизни страны, но только со знаком минус.
Митинги, затеваемые Объединенным фронтом, способны только расколоть нацию, возвести между людьми баррикады недоверия и ненависти, привести к насилию. Это надо осознавать совершенно определенно и четко. И не нужно строить никаких на этот счет иллюзий, не нужно врать ни самим себе, ни людям, держа их за наивных простаков и непроходимых идиотов.
И коль скоро речь зашла о вранье, скажу, что, признаться по чести, я не очень доверяю заявлениям штаба ОФ об их добрых намерениях. Не доверяю хотя бы уже потому, что они откровенно блефуют, публикуя в некоторых СМИ данные о численности своих организаций в регионах. Журналисты одного из телеканалов решили проверить наличие этих организаций по указанным в газете адресам, и оказалось, что по большей части ничего подобного там нет.
Ради чего затеяна эта не очень чистоплотная игра, как говорится, и ежику понятно. Но можно ли доверять лидерам ОФ, если даже в такой мелочи они пытаются обмануть, пустить пыль в глаза? Как говаривал один популярный киногерой, маленькая ложь влечет большое недоверие.
Главные требования ОФ — досрочные президентские выборы, проведение подлинных конституционных реформ, формирование парламента только на основе выборов по партийным спискам. При этом лидер и идейный вдохновитель ОФ Феликс Кулов настойчиво подчеркивает, что намерен добиваться досрочных президентских выборов в рамках Конституции, но в то же время до 2010 года, конституционного срока очередных выборов президента, он ждать не намерен.
Что ж, давайте заглянем в действующую Конституцию страны, принятую 30 декабря 2006 года. Согласно ей, президент обладает правом неприкосновенности, его честь и достоинство охраняются законом. Далее. Полномочия президента могут быть прекращены досрочно в результате отставки по его заявлению, при невозможности исполнения полномочий по болезни или в случае смерти. Он может также быть отрешен от должности, но лишь на основании выдвинутых Жогорку Кенешем обвинений в государственной измене или совершении тяжкого преступления. Следует учесть, что решение о выдвижении обвинения против президента должно быть принято не менее двух третей общего числа депутатов и при наличии заключения специальной комиссии Жогорку Кенеша. Решение же об отрешении президента от должности вообще требует не менее 75% голосов всех парламентариев.
Судя по неоднократным заявлениям самого Курманбека Бакиева, добровольно подавать в отставку с поста президента он не намерен. Да и с какой стати? Потому что так хочется членам штаба ОФ? По крайней мере, смешно. Это во что же мы превратим президента и государство?
Оказывать на главу государства моральное или физическое давление, чтобы вынудить его уйти в отставку, никто не имеет права. Закон не разрешает. Насколько позволяет судить ситуация, в данный момент у Жогорку Кенеша нет оснований ставить вопрос о недоверии президенту и отрешении его от должности. Словом, как ни кинь, а требование ОФ о досрочных выборах президента в рамках Конституции не что иное, как правовой воляпюк, пустая бессодержательная фраза.
Второе. О проведении подлинных конституционных реформ. Помнится, в декабре 2003 года, отвечая на вопросы “МСН”, Ф. Кулов подчеркивал: “Нельзя действующую Конституцию превращать в шлюху, готовую ублажать любого клиента с деньгами”.
Во что превратили Конституцию Кыргызстана за 15 лет независимости, сказать, пользуясь нормативной лексикой, трудно. На пресс–конференции 5 марта Кулов говорил, что ОФ работает над проектом новой Конституции. Но, во–первых, кто мешает внести его на рассмотрение Жогорку Кенеша без потрясения основ и без проведения бессрочных митингов? А во–вторых, где гарантия, что в данном проекте Основного закона не будут превалировать понятия правды, справедливости, достоинства по–куловски над законами. Ведь все договоры и соглашения между участниками тандема К. Бакиевым и Ф. Куловым строились, по большому счету, на понятиях, а не на законах, что в конечном итоге привело к личным обидам, недоразумениям и противоречиям.
Обратимся к третьему требованию — формированию Жогорку Кенеша исключительно по партийным спискам. Тут вот какой вопрос напрашивается: “фронтовики” настаивают на досрочных выборах парламента или согласны подождать до 2010 года? Если справедливо второе, то чего городить турусы на колесах и пудрить мозги честному народу, уж говорили бы прямо: главная и единственная цель — свалить К. Бакиева. А конституционная реформа и выборы парламента по партийным спискам — это как бы приложение, гарнир к основному блюду. Если же объявлять роспуск парламента и досрочные его выборы, значит, усугублять и без того запутанный донельзя политический кризис. Разумеется, никто в настоящее время на это не пойдет. Так что, если отбросить шелуху и освободить зерна от плевел, по–настоящему требование у штаба ОФ одно — досрочные выборы президента. Но это в данной ситуации дорога либо в тупик (откуда мы и без того никак не можем выбраться), либо к пропасти.
Конечно же, безвыходных ситуаций практически не бывает. Есть, думается, разные варианты выхода из нынешнего кризиса.
Вариант первый. Самый очевидный и реальный, к которому, собственно, и идет Кыргызстан. Президент не идет на добровольную досрочную отставку. Повторяется ситуация 2—9 ноября прошлого года, которая уже так быстро и легко не разрешится. Уставшие и доведенные до точки озлобления, противостоящие друг другу два лагеря, оппозиции и сторонников президента, подогреваемые подстрекателями с той и другой стороны, начинают по–своему решать проблемы. И поздно будет потом “фронтовикам” кивать на официальную власть, а той на штабистов ОФ в поисках, кто первый начал. Поджечь дом легко. Трудно потом бороться с пожаром.
Вариант второй. Исходя из того, что диалог возможен всегда, даже когда он кажется совершенно невозможным, власть и оппозиция садятся за стол переговоров. Но если противоборствующие силы смогут руководствоваться интересами страны и народа (о чем власть в суверенном Кыргызстане думала всегда менее всего), а не уязвленным честолюбием, неудовлетворенными амбициями и неуемной жаждой власти, то согласие может и должно быть найдено. Другого выхода просто нет. Необходимо без оглядки на личные интересы, решительно отбросив принцип “одно пишем, другое держим в уме”, совместно разработать проект Основного закона с учетом баланса сил и равновесия между всеми ветвями власти по примеру всех цивилизованных стран. И уже затем принятая без спешки и не в горячечном бреду, а после всестороннего обсуждения специалистами в области конституционного права и депутатами Жогорку Кенеша Конституция должна неукоснительно соблюдаться всеми без исключения.
Вариант третий. Под давлением обстоятельств, когда бессрочные митинги оппозиции действительно поставят страну на край пропасти, президент идет на одновременные досрочные выборы главы государства и парламента, чтобы дать народу на деле продемонстрировать свое волеизъявление. Однако при сегодняшней размытости и незрелости партий, невнятности их позиций и программ велика опасность, что предвыборные баталии окончательно прикончат экономику, резко усилят дезинтеграционные и деструктивные процессы в стране. И тогда уже только жесткая диктаторская власть сможет как–то остановить процесс распада страны, разброда и шатания нации.
Однако возможно еще, в конце концов, и решение назревшей проблемы самым простым, естественным и банальным образом — отказаться от конфронтации и противостояний, сосредоточить усилия на выводе республики и экономики из кризиса и спокойно дождаться конституционных сроков выбора нового парламента и президента. Но боюсь, такой вариант в современном Кыргызстане — это нечто из области утопии и фантастики.
Вячеслав ТИМИРБАЕВ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17785/