Кто поможет мигранту?
Экономисты отмечают, что “китайское экономическое чудо” стало возможным во многом благодаря мигрантам. По примерным подсчетам, их суммарный годовой доход превышает 1 триллион долларов. Власти КНР всячески поощряют трудовую миграцию китайцев.
Значительное число кыргызстанцев также работает за рубежом. Они ежемесячно перечисляют в республику внушительные суммы. Однако для Кыргызстана мигранты — источник непрекращающихся проблем. Наши гастарбайтеры живут в ужасающих условиях, подвергаются притеснениям со стороны местных правоохранительных органов, а некоторые становятся жертвами торговли людьми. Как упорядочить миграцию граждан Кыргызстана? Что нужно сделать, чтобы она приносила пользу как самим мигрантам, так и обществу? Эти и другие вопросы обсуждались в ходе
II Диалога между представителями НПО, правительства и депутатами Жогорку Кенеша.
— Миграция, в том числе трудовая, — нормальный процесс, — говорит национальный координатор по программам МОМ Бермет Молодобаева. — Мы ставим задачу максимально легализовать ее. Уже многое сделано в этом направлении. В частности, в Москве открыто представительство Государственного комитета по миграции и занятости, где можно получить так называемую справку о возвращении на родину. Это, во–первых, поможет избежать проблем с пограничниками, а во–вторых, убережет паспорт от штампа о депортации. За два года работы сети НПО удалось вернуть на родину более 500 кыргызстанцев, ставших жертвами торговли людьми. МОМ не просто помогает таким людям вернуться домой. Им предоставляется временное жилье, медицинское обслуживание, консультации психологов, профессиональное обучение.
— Государство много делает для поддержки мигрантов, — отмечает Бермет Молодобаева. — Было выделено здание, которое МОМ использует как временное жилье для жертв торговли людьми. Благодаря поддержке государства удалось открыть горячую линию. Действует Государственный комитет по миграции и занятости. Однако много и нерешенных проблем. Хотя Кыргызстан подписал все международные документы, касающиеся прав мигрантов, есть у нас и Закон “О борьбе с торговлей людьми”, но, чтобы они заработали, необходимо внести изменения во внутренние инструкции таких структур, как МВД, МИД, министерства здравоохранения, финансов, и других. По нашим подсчетам, чтобы заработал только названный закон, необходимо изменить около 3 тысяч подзаконных актов. С другой стороны, в данный момент не разработана методология определения лиц, ставших жертвами торговли людьми.
Представители неправительственных организаций выступили и с конкретными предложениями. В частности, Жанна Саралаева, НПО “Женщины–лидеры Жалалабада”, отметила, что благодаря усилиям их организации было возбуждено пять уголовных дел против трафикеров (сообществ или лиц, причастных к торговле людьми). Все они отделались штрафом, равным 20 тысячам сомов. Жанна Саралаева предложила ужесточить меры против лиц, занимающихся подобной деятельностью, а во–вторых, взимать штрафы не в пользу государства, а в фонд помощи лицам, ставшим жертвами этой торговли. Было предложено установить льготы для пострадавших мигрантов при восстановлении документов. Участники
II Диалога определили шаги взаимодействия госструктур и гражданского сектора в решении проблем миграции.
Наталья ТИМИРБАЕВА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17778/