Этот год должен стать поворотным для Кыргызстана
ПРЕЗИДЕНТУ КР К. БАКИЕВУ
ТОРАГА ЖОГОРКУ КЕНЕША КР М. СУЛТАНОВУ
ПРЕМЬЕР–МИНИСТРУ КР А. ИСАБЕКОВУ
Создание эффективной системы государственного управления и отказ от прежних, обанкротившихся форм властвования является одним из требований народной революции.
Речь идет о необходимости коренной административно–территориальной реформы.
Сегодня в Кыргызстане существует 78 административно–территориальных делений: 2 столицы, 7 областей, 44 района, 25 городов. Кроме того, в “Белом доме” есть два огромных аппарата, во многом дублирующих друг друга, в Жогорку Кенеше тоже разбухший аппарат, состоящий из 16 комитетов. Каждый депутат вдобавок к хорошей зарплате и льготам имеет по нескольку помощников. Прокуратуры, суды поглощают миллионы сомов.
По числу чиновников Кыргызстан, вероятно, занимает одно из первых мест в мире. На зарплату, транспорт, отдых, на привилегии руководителей в год из казны тратится свыше 6 миллиардов (!) сомов. Это четвертая часть годового бюджета страны. Кроме того, в карманы коррупционеров уплывают миллиарды теневых сомов. По данным Freedom House, Кыргызстан занимает одно из ведущих мест по уровню коррупции.
Чем больше количество государственных мужей, должностных лиц, тем сильнее бюрократия. А бюрократия и коррупция — близнецы–братья. Чем решительнее будет борьба против коррупции, тем больше будет поступать в казну.
Среди факторов, способствующих развитию коррупции, большое число административно–территориальных образований, раздробленных на недопустимо и неоправданно мелкие куски; ставший непосильной обузой для страны громоздкий аппарат; моральная деградация чиновников и их невероятная живучесть и непотопляемость, способность заниматься коррупцией при любом режиме.
В прежние времена уже проводились так называемые “административно–территориальные реформы”. Они носили волюнтаристский и трайбалистский характер и часто не учитывали ни количество населения, ни отдаленность от центра, ни прочие факторы. Словом, руководители страны кроили карту Кыргызстана под свои собственные интересы. И это было бесконечным занятием правителей, не способных успешно вести государственные дела, создать эффетивную систему управления. Такие “реформы” наносили стране огромный ущерб, на многие миллионы и даже миллиарды сомов.
В интересах развития страны и с учетом исторических, природных и экономических условий ее территориальных частей предлагаю новую систему государственного управления, административно–территориальных образований и шаги по искоренению коррупции:
I. Сократить на 30—40% количество руководителей и других чиновников во всех ветвях власти, прежде всего в исполнительной и законодательной сферах, избавившись тем самым от дублирующих друг друга аппаратов и органов.
II. Ликвидировать следственные управления, отделы во всех властных структурах, где они имеются и ведомственно зависимы, создав вместо них единый, независимый следственный институт.
III. Упразднить области, а районы укрупнить, образовав вместо них 17 аймаков (улусов), на территории которых будут проживать около 300 тысяч человек. (Например, Лейлекский, Баткенский районы, а также города Баткен и Сулюкта можно объединить в один улус, тогда как нынешняя Таласская область может целиком стать другим улусом. И так далее. Эти улусы будут складываться из тех районов, которые у нас есть, в зависимости от их месторасположения. Так что особых проблем здесь не будет.)
За Бишкеком останется статус столицы страны, Ош будет второй столицей.
Такая административно–территориальная система должна быть закреплена конституционным законом, и ее внедрение будет означать переход к двухступенчатому государственному бюджету:
а) республиканскому, по стратегическим направлениям;
б) местному, на уровне аймаков (улусов).
IV. Вновь образованным аймакам (улусам) придать статус широкого самоуправления. До 70% сбора местных налогов остается у аймаков, они имеют свой бюджет.
V. Вопросы, имеющие общегосударственное, стратегическое значение, как государственные предприятия, объекты всеобщей инфраструктуры, сфера обеспечения госбезопасности, кадровая политика республиканского и аймакского уровней, конституционные гарантии соблюдения свобод и прав человека, строжайшее выполнение требований Конституции и законов, будут находиться в компетенции президента и правительства.
VI. Было бы целесообразно вместо сегодняшних 30 министерств, комитетов, агентств создать не более 20 государственных органов с небольшими работоспособными аппаратами.
VII. Необходимо срочно начать решительную борьбу против тех, кто злоупотребляет служебным положением, творит беспредел, использует власть в личных и корпоративных целях; привлекать к государственному управлению людей с высокими моральными качествами, профессионалов–реформаторов, патриотов Отечества и создать единую, дружную команду, способную повести страну по пути развития.
Осуществление таких глубоких судьбоносных исторических реформ требуют от Вас, уважаемый президент, и от Вас, уважаемый премьер–министр, решимости, политической воли и плодотворной государственной деятельности.
И мы надеемся, что 2007 год станет поворотным для всех нас и нашего государства, годом продвижения по пути процветания.
Топчубек ТУРГУНАЛИЕВ, председатель политсовета партии “Эркиндик”.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17533/