Кыргызпатент: странная сторона медали
Аудиторы Счетной палаты провели проверку в Государственном агентстве по интеллектуальной собственности, или Кыргызпатенте. На основании акта Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении ряда должностных лиц.
Кыргызпатент является органом государственного управления, осуществляющим единую политику в области охраны интеллектуальной собственности (ИС). Эта структура финансируется за счет средств, поступающих за охрану объектов ИС, в том числе по Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков и другим договором в этой сфере. До июля 1998 года Кыргызпатент финансировался из госбюджета. Потом постановлением правительства его перевели на самофинансирование. По мнению Генеральной прокуратуры, сделано это было незаконно. Кыргызпатент — государственная структура, а не частная лавочка. А посему все денежные операции должны были вестись через казначейство. Ни один госслужащий не имеет права направлять государственные доходы на осуществление любых видов расходов, за исключением случаев, оговоренных в соответствующем положении.
Однако директор Кыргызпатента Р.Оморов открыл в ряде коммерческих банков валютные счета, которые, по утверждению Генпрокуратуры, использовались для финансирования незаконной деятельности этой структуры.
Оморову предъявлено обвинение в злоупотреблении служебным положением и хищении государственного имущества. Он предоставил сведения об отсутствии жилья, хотя на его имя была оформлена 3–комнатная квартира в 6 микрорайоне. Но он за счет государственных средств приобрел 4-комнатные апартаменты в центре, выложив 21 тысячу долларов. Оформлено это жилье было как служебное. Старую же квартиру чиновник подарил сыну.
Далее Оморов 4–комнатную квартиру, как остро нуждающийся в улучшении жилищных условий, заменил на 5–комнатную, которая была оценена экспертами в 46 тысяч долларов. Она тоже числилась как служебная. Но, ссылаясь на… Перечень работников образования, имеющих право на безвозмездное получение в личную собственность занимаемых ими квартир и жилых домов, Оморов ее приватизировал. По мнению следствия, незаконно. При этом, согласно расчету стоимости и оплаты приватизируемой квартиры, утвержденному бывшим главой Первомайской администрации М. Саккараевым, оценочная стоимость составила 883540 сомов (по курсу примерно 22 тысячи долларов).
Примеру своего босса последовал и исполнительный директор Государственного фонда интеллектуальной собственности А. Токоев. Имея 2-комнатную квартиру в Бишкеке, как остро нуждающийся приобрел за государственный счет 4–комнатный особняк в селе Ново–Покровка за 13500 долларов, квартиру же подарил дочери.
Работники административно–хозяйственного управления Кыргызпатента И. Ибраимов и Болот уулу Эрик, договорившись с неким гражданином Кыдыралиевым, в обход Закона “О государственных закупках” по договору купли–продажи приобрели у того в июле 2005 года 2–комнатную квартиру в селе Булан–Соготу почти за миллион сомов. Тогда как сам Кыдыралиев приобрел ее месяц назад всего за 205 тысяч сомов.
Всего таким способом с 1995 по 2003 год Кыргызпатент приобрел 16 служебных квартир на 5 миллионов 177 тысяч сомов, которые при участии сотрудников мэрии благополучно перекочевали в частную собственность практически бесплатно.
Открытие счетов в различных коммерческих банках, бесконтрольное поступление и снятие средств с них позволили незаконно перечислить в ряд госструктур солидные суммы денег. Следствию непонятно, за какие услуги, например, Кочкорская райадминистрация получила 10 тысяч сомов. Редакция газеты “Сектор Плюс” — 55 тысяч сомов. Предприятие “Лама” айыл окмоту Джумгальского района — 220 тысяч сомов. Треть миллиона получил Фонд Управления делами президента. В общей сложности аудиторы насчитали около миллиона сомов, которые ушли не по назначению.
Удивительные вещи выявили аудиторы по приобретению автомашины “Тойота Лэндкруизер” 2002 года выпуска. На ее покупку было потрачено 1 миллион 485 тысяч сомов. В ГАИ ее оформили за 76 тысяч. В совокупности затраты составили более полутора миллионов сомов, или 38 тысяч долларов. Среднерыночная же цена этой марки автомашины на момент покупки была 32 тысячи.
Сейчас в поле зрения Генеральной прокуратуры кроме чиновников Кыргызпатента к уголовной ответственности привлечены ряд сотрудников мэрии и Первомайской администрации. Остается ждать, удастся ли довести начатое до конца. Или все же судьи предпочтут встать на сторону обвиняемых? Разумеется, не за красивые глаза.
Любовь БОРИСЕНКО.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17505/