Где снятся сказителям вещие сны
В нашем благодатном крае немало удивительных мест. Одни из них почитаются как природные святыни и являются местами достопримечательными и колоритными. Другие представляют собой святыни рукотворного характера. К первым можно отнести, например, горячие ключи Алтын–Арашана в Ак–Суйском районе, горы Дюнгюрёмё на южном берегу Иссык–Куля и Кочкор–Ата в Нарынской области.
В ряду вторых можно упомянуть могилы святых–олия, кюмбёзы легендарных и исторических личностей. Например, могилу святого Манджылы–Ата на южном берегу Иссык–Куля, кюмбёзы Манаса в Таласе и акына–олия Калыгула в селении Кара–Ой Иссык–Кульской области.
Есть и места, которые святынями не считаются, однако являются знаковыми, обладают некой магической силой. Речь пойдет о связи таких знаковых мест с вещими снами, или видениями, манасчи. Ведь именно со снами связывали сказители начало своего творческого пути.
Сны манасчи — это целая традиция, связанная с понятием “аян берїї”, что значит “внушение свыше”.
К примеру, манасчи Джаныбай Кожеков считал, что дарование к знаменитому акыну Токтогулу Сатылганову пришло после необыкновенного видения.
Прославленный манасчи Кельдибек Карыбоз уулу жил в ХIХ веке. Вспоминают, когда пел Кельдибек, тряслась юрта, в которой он находился, на аул налетал вихрь, от топота коней неведомых всадников содрогалась земля. В воспоминаниях народа Keльдибeк одновременно был знахарем, чeм–тo вроде шамана, посещал больных, особенно женщин после родов, пел им отдельные эпизоды “Maнaca”, и этoт pитyaл имeл целебные свойства. B другой легенде мaнaп Ocмoн, из рода Эceнкyла, пригласил Keльдибeкa иcпoлнить “Maнac”, после чего жена Ocмoнa якобы забеременела и родила сына.
Где же и каким образом Кельдибеку привиделся вещий сон? Это случалось несколько раз. Однажды дружинники Манаса предстали перед Кельдибеком, когда тот жил на Чуе и пас овец. От воинов Манаса Кельдибек узнает, что они проездом уже ночевали у него, теперь они собираются пообедать у манасчи Сагымбая, затем встретиться с манасчи Тыныбеком и еще остановиться на обед у некоего Кожомкельди. Жизнь этого Кожомкельди, как предсказали воины, будет короткой. А сам Манас потребовал, чтобы Кельдибек посетил через три года мавзолей Манаса в Таласской долине и принес там жертву, иначе он останется бездетным. По другой версии, старец Бакай сказал Кельдибеку следующее: “Если ты каждый год, вспоминая дух предков, будешь посвящать нам жертву в виде скота, у тебя будет мужское потомство, но если ты забудешь хоть один раз исполнить этот обет, то уже ничто не поможет и ты останешься без потомства”.
После этого видения к Кельдибеку пришла слава манасчи. Однако Кельдибек не исполнил своего обета вовремя. Он посетил мавзолей Манаса только через четыре года, то есть позже срока, и потому остался бездетным.
Дальше история с видениями Кельдибека становится еще более интригующей. Когда Кельдибек посетил мавзолей, ему вновь привиделся Манас со своей дружиной. Кельдибек слышит: “Мы являлись к тебе только во сне. Теперь же покажемся наяву. Ступай к горе Пaлдaжaн, что на солнечной стороне реки Чу. Но приходи один”. Keльдибeк якобы пришел в указанное место и увидел там воинов во главе с Манасом. Точно такими он видел их в вещем сне. Поприветствовав Keльдибeка, Maнac произнес примерно следующее: “Если бы ты передал свое мастерство в наследство потомкам, мы бы никогда не показались тебе наяву. Но свой дар ты унесешь с собой”. В этих словах Манаса был заложен тот смысл, что дар Кельдибека по наследству не мог передаваться, это было свойство его души, его жизненная сила, талант от Бога. И потому этот его талант должен был уйти вместе с ним.
Сон манасчи Сагымбая Орозбакова связан с местностью Кочкор, с событием, когда манасчи с братом переехал в Кочкор с берегов Иссык–Куля. Вскоре Сагымбай и вся семья заболевают оспой, и в это время его посещает видение: он идет по полю Кочкора и видит огромные, как горы, юрты. Поблизости стоят исполинские кони. Сагымбай поражен зрелищем, но решается войти в одну из юрт. Там полно народу, причем люди все тоже необычайно велики. Сагымбая приглашают сесть на почетное место. Он замечает, что некто рассказывает смешные истории, присутствующие смеются. Рассказчиком был один из дружинников Манаса — Аджибай. Вдруг кто–то говорит, что Сагымбай сказывает эпос, и все просят юношу начинать сказ. Сагымбай отвечает, что не знает сказа. И тут в юрту входит джигит в халате из верблюжьей шерсти, в огромной шапке, с секирой в руках и начинает угрожать Сагымбаю: “Разрубить его или он наконец будет сказывать!” Тогда Аджибай ласково обращается к Сагымбаю, прося его что–нибудь рассказать, чтобы вошедший джигит ненароком его не зашиб. Устрашенный Сагымбай отвечает, что знает сказ.
Трижды к Сагымбаю была обращена просьба сказывать эпос, и трижды он ответил утвердительно. Собравшиеся в юрте словно только того и ждали: они повставали с мест, прихватили снаряжение и вышли из юрты. В предутреннем мраке Сагымбай ясно увидел выходящих людей. Оказывается, к манасчи возвращалось сознание, и он обратился к домашним с вопросом, не видел ли кто людей, выходящих из юрты. Все почувствовали себя оправившимися после болезни. Сагымбай говорил, что призрак, угрожавший ему секирой, был, оказывается, Семетеем.
Maнacчи Чoюкe Oмypoв, выходец из местности Typгeн Иccык–Kyльcкoй долины, прожил всего 45 лет. Но в памяти народа он остался как один из лучших сказителей. По воспоминаниям современников, когда Чоюке вел сказ о гонении на Бaкaя, это производило на слушателей сильнейшее впечатление, многие не могли сдержать слез.
Вещий сон Чоюке связан с перевалом Кызыл–Кыя. Как–то летом он возвращался домой с работы. Остановился на перевале, стреножив коня, прилег на траву и задремал. Во сне он едет по перевалу, вдруг перед ним возникает старик и ведет за собой. Чоюке видит табун лошадей. Пройдя сквозь него, он со стариком попадает в большую юрту. В юрте лежит человек грозного вида. На приветствие Чоюке он не отвечает. Поблизости стоит сосуд с кумысом. Старик наливает кумыс и протягивает чашу Чоюке, который залпом его выпивает. Показывая на человека, возлежащего на постели, старик говорит: “Перед тобою Манас, запомни это”. Старик выводит Чоюке из юрты Манаса и вводит в юрту эпического богатыря Алмамбета, побратима Манаса. Вид Алмамбета также внушителен и грозен. В этой юрте Чоюке также испил чашу кумыса. И так старик заводил Чоюке в 40 юрт, в каждой он выпивал по чаше кумыса. Проснулся Чоюке уже под вечер. “С этих пор и стал я сказывать эпос”, — завершает он свой рассказ.
Еще один крупнейший манасчи, Мамбет Чокморов, также прошел инициацию к сказительству через вещий сон. По воспоминаниям матери Мамбета, случилось странное происшествие: в местечке Арчалуу 4–летний мальчик, ни с того ни с сего впав в горячку, босой и голый убежал в горы. Мать сильно перепугалась, думала, не найдет ребенка. Арчалуу, что значит “поросшее арчой”, скорее всего, является необычным “местом силы”.
Основное видение посетило Мамбета в 20–летнем возрасте в местности Тастар–Ата, где он пас овец. Мамбета сморило, он задремал, и вдруг появляется войско со знаменами. Из войска отделяется некто и подъезжает к Мамбету. “Узнаешь их?” — устрашающим голосом спрашивает он. Мамбет отвечает: “Не узнаю, вижу первый раз…”. Тогда со стороны войска раздается чей–то голос: “Пронзить его копьем!”. Тот, кто вначале подошел к Мамбету, говорит: “Не бойся, это лев Манас. Теперь ты будешь его воспевать”. Тогда раздается еще чей–то голос: “Да он напуган, как же будет воспевать–то?! Поставь–ка ему на грудь свою печать…”. Неожиданно Мамбет чувствует, как его наполняет сила. “Прикрой лицо руками!” — приказывают ему. Тогда человек на куцей лошади, с чалмой на голове, слез с коня и поставил на правую сторону груди Мамбета печать со словами: “Ну все. Теперь, когда парню будет двадцать, станет воспевать Манаса”. После этого войско исчезло.
Инициация сказителей через вещий сон — отголосок каких–то древних мистических верований кыргызов, у которых был сильно развит культ духов предков — арбаков. С точки зрения мистики и парапсихологии, в тех или иных чудесных местах, “местах силы”, могут обитать духи предков, духи природы, духи эпических героев. Это объясняет, почему именно в конкретных местах сказителям снятся вещие сны. С точки зрения науки в народном сознании и мировоззрении могут быть задействованы тончайшие психические механизмы, вызывающие соответствующие видения, или вещие сны, у сказителей. Что бы ни участвовало в рождении легенды о вещих снах манасчи — действие места или фантазия сказителя, для нас важен прежде всего акт творчества, сохранение культурного достояния народа и формирование у него экологического сознания.
Денис КРУТИКОВ, кандидат филологических наук.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17247/