Кто сводит счеты с “железкой”?
Вокруг ГП “НК “Кыргыз темир жолу”, похоже, вновь закипают страсти. Бывший пресс–секретарь предприятия, а ныне обозреватель КТР Кайрат Беримкулов, председатель ОО “КыргызТрансКонтроль” Виктор Горев, а также генеральный секретарь Ассоциации перевозчиков и экспедиторов Темирбек Шабданалиев поведали журналистам о коррупции, которая здесь процветает.
В частности, Кайрат Беримкулов уверял представителей масс–медиа, что российские локомотивы, которые недавно прибыли из Новосибирска, старые и вовсе не пригодны к эксплуатации, а вот деньги на их аренду ухлопаны немалые. За один маневровый тепловоз потребуется выплатить за 15 лет более трех миллионов долларов. При этом он распространил приложение к договору аренды локомотивов ОАО “Российские железные дороги”. Согласно этому документу, тепловоз выпущен в 1969 году. Это самый старый, а наиболее молодой — 1984 года выпуска.
Нам удалось связаться с заместителем начальника локомотивной службы Западно–Сибирской железной дороги в Новосибирске, откуда пришли тепловозы, Максимом Ковалевым. По его словам, действительно, год выпуска этих локомотивов тот, что указан в договоре. Но они прошли капитально–восстановительный ремонт. Все внутренности, начиная от ручек дверей до дизельного двигателя, заменены новыми. Ремонт производился в Астрахани. В Новосибирске тепловозы прошли необходимую обкатку. Это подтвердили и российские специалисты, прибывшие для подписания акта приема–передачи.
И потом, уж кому, как не Кайрату Беримкулову, знать, что вопрос приобретения тепловозов решался на правительственном уровне. Еще в апреле прошлого года Беримкулов, будучи пресс–секретарем ГП “НК “Кыргыз темир жолу”, рьяно расхваливал условия договора.
Безусловно, можно было бы и новые тепловозы купить, но тогда железнодорожники из долгов не выпутались бы до конца столетия.
Следующий участник пресс–конференции, председатель ОО “КыргызТрансКонтроль” Виктор Горев, обвинил руководство железной дороги во многих грехах. За безопасностью никто не следит, тарифы взлетели, коррупция чрезмерная. Более того, он даже обратился с иском в суд об удовлетворении прав некоего круга потребителей Кыргызской Республики в транспортной безопасности, в предоставлении безопасных условий пассажирам и их имуществу ГП “НК “Кыргыз темир жолу”. Сумма иска 5 миллионов сомов.
В исковом заявлении 11 требований. Вот одно из них: “Обязать ГП “НК “Кыргыз темир жолу” заключить договор с Общественным объединением по защите прав потребителей “КыргызТрансКонтроль” (то есть с самим Горевым) на проведение независимой экспертизы (технического аудита) техсредств, обеспечивающих безопасность движения поездов, и ОПЛАТИТЬ вышеназванному ОО затраты на проведение такой экспертизы. Один из присутствующих на пресс–конференции спросил у Горева, обладает ли его ОО необходимым оборудованием и лабораторией для проведения такой экспертизы. Горев ответил, что такой лаборатории вообще нет в Кыргызстане и что они будут обращаться за помощью к зарубежным коллегам.
Вызывает удивление и такой пункт искового заявления Горева. Он требует обязать ГП “НК “Кыргыз темир жолу” возместить материальный ущерб от утерянных вагонов и контейнеров. С чего бы это вдруг? Ведь сам же утверждает, что с 1996 по 1.01.2006 года исчезло 210 грузовых вагонов и 118 контейнеров. То есть вагоны и контейнеры пропадали на протяжении 10 лет, а расплачиваться должно ГП сейчас?
Зашла речь и о тарифах. В заявлении Виктор Горев требует их снизить пропорционально потерянным доходам от утерянных вагонов и контейнеров. А вот расчеты должны производиться только с ОО “КыргызТрансКонтроль”. На каком основании это должно делаться, непонятно. Что касается тарифов, да, они повысились. По утверждению руководства ГП “НК “Кыргыз темир жолу”, доходы от перевозок не покрывают эксплуатационных расходов, которые увеличились в основном за счет затрат на ремонт и содержание подвижного состава. За 11 месяцев 2006 года они составили более 37 миллионов сомов. Для частичного погашения убытков стоимость билетов повышена в среднем на 60 сомов. По этой же причине подорожали и грузовые перевозки. В прошлом году после тщательного анализа работы пассажирских касс было решено заключить агентские соглашения с частными компаниями, имеющими опыт работы в сервисном обслуживании пассажиров.
В антимонопольном комитете, куда мы обратились за комментариями, сообщили, что криминала здесь никакого нет.
Исковое заявление Виктора Горева к руководству железной дороги, мягко говоря, удивляет. Из 11 пунктов требований 7 начинаются словом “обязать”. Напрашивается вопрос: как общественное объединение может требовать подобное у государственного предприятия, тем более режимного?
Любовь БОРИСЕНКО.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17135/