Европа за стабильность в Центральной Азии
В этом году Германия приняла эстафету председательства в Европейском союзе. О сотрудничестве ЦАР и ЕС, кыргызской кухне, непопробованном кумысе рассказал в интервью нашей газете Чрезвычайный и Полномочный Посол
Федеративной Республики Германия Клаус Гревлих.
— Господин посол, ваша страна оказывает ощутимую помощь Кыргызстану. Не отпугнет ли Германию и другие европейские страны вступление республики в инициативу HIPC? Посетивший несколько месяцев назад нашу страну государственный министр Гернот Эллер сказал, что мы можем заполучить непривлекательный имидж в связи с HIPC…
— Вначале я хотел бы сказать, что Кыргызстан пользуется в Германии очень большой симпатией, репутацией плюралистической страны. В свое время здесь проживали 100 тысяч немцев, а 15 тысяч до сих пор живут. Те же, кто уехали отсюда, очень горды, что жили в вашей удивительной стране, и рассказывают об этом с теплом. Между нашими государствами существует очень оживленный обмен людьми, контактами. Поэтому вступление в инициативу НIPC никак не скажется на наших взаимоотношениях. Это первое. Второе. Немецкие компании, которые хотели бы вкладывать средства в экономику Кыргызстана, будут прежде всего смотреть на то, чтобы были соответствующие рамочные условия. Это, во–первых, рынок с хорошей покупательной способностью. Во–вторых, ликвидация коррупции и тормозящей бюрократии. В-третьих, совершенная законодательная база.
Но сразу хочу заявить: вступать или нет в HIPC, решать Кыргызстану, без какого-либо давления извне.
— Так повлияет это на имидж страны или нет?
— Что касается имиджа. Если, к примеру, я хочу получить только деньги, ничего не изменив в своей жизни, то имидж потерян, а если средства пойдут на конкретные позитивные изменения, то о какой потере имиджа может идти речь? Решающим является определение собственных интересов и политической воли. Люди просто хотят жить лучше и стремятся к этому, и на эти цели будут выделяться деньги. Если кыргызстанцы определят свои национальные интересы и сделают правильный выбор, то будущее у страны есть. Здесь имеются все условия для развития. Маленькая горная страна с уникальной природой, а значит, возможностями развития туризма, большим потенциалом роста в сфере услуг. Говорить, что здесь нет перспективы, неправильно. Германия и Европа после войны развивались по плану Маршалла. У вас есть свой план: вода и электричество. Надо только грамотно их использовать. Ведь из воды можно вырабатывать электроэнергию, пить ее и орошать посевы. И ничего с ней не случится, тогда как газ, нефть и уголь — это невосполнимые источники. Что будет, если они кончатся? А в Кыргызстане этот ресурс неиссякаем. Даже ледники, которые при глобальном потеплении могут создать серьезные проблемы в Европе, на высоте ваших гор будут сохраняться как резервный источник. Таким образом, когда знаешь свои интересы и имеешь цель, одним из элементов ее достижения является избавление от долгов. Кроме того, это будет происходить в условиях, которые в любом случае надо выполнить вне зависимости от вступления в HIPC.
— Германия сейчас председательствует в ЕС. Какова стратегия Евросоюза в отношении центральноазиатских стран, и в частности Кыргызстана, где нестабильная политическая и экономическая обстановка?
— Мотивов для разработки стратегии несколько. Европейцы расширились на восток и таким образом несколько приблизились к Центральной Азии. Главное же, у нас общие проблемы: наркотики, организованная преступность, терроризм. Поэтому вопрос стабильности в этом регионе для Европы жизненно важный. Тем более что ряд европейских стран активны в Афганистане, а положение в этой стране очень серьезное, что может пагубно отразиться на ЦАР в целом. Но у нас, разумеется, не те геополитические интересы, которые здесь имеют Россия, США и Китай. С другой стороны, центральноазиатские страны тоже заинтересованы в развитии своих рынков и торговых отношений, в инвесторах из Европы.
Я уверен, что у Кыргызстана есть конкретная цель — построить демократическое государство, где люди жили бы счастливо. И к этому делаются первые шаги. Ваш министр юстиции спросил меня: готово ли европейское сообщество помочь ему в реформировании пенитенциарной системы и гуманизации уголовного права? Этот вопрос будет решен в ближайшее время. Уже прибыл специальный представитель из Брюсселя для решения вопроса о выделении средств на эти цели. Особо я хотел бы остановиться на независимости судов. Не будет успеха у реформ без независимости судов. Необходимо также провести ревизию экономического законодательства. Европейцы это очень часто делают, потому что жизнь меняется, и законы не должны устаревать.
— Что является основным в предлагаемой стратегии?
— Одна из основных тем — разработка энергоресурсов. Я буду прилагать усилия, чтобы гидроэнергетика была признана ключевым фактором Кыргызстана и Таджикистана. Очень важно в этих проектах установить равновесие в энергетическом вопросе с Казахстаном и Узбекистаном. Конечно, это слишком отдаленная перспектива, но я занимаюсь этой темой постоянно. У вас есть хорошие специалисты, знаком со многими из них. На мой взгляд, нужно открыть в Кыргызстане Водную академию, где сосредоточились бы лучшие специалисты национального и международного права по водным вопросам, охране окружающей среды, энергетике и биоразнообразию. Ведь таких здесь практически нет, а они просто необходимы. Я думаю, нужно провести специальную международную конференцию по энергетике и воде, чтобы Кыргызстан определил свои интересы.
— Перспективы у центральноазиатской стратегии есть?
— Безусловно. Это долгосрочные планы. Главное, чтобы в этом регионе сохранялась стабильность. И очень важен человеческий фактор. То есть здоровье, образование, работа, в общем, возможность достойно жить.
— Вы в Кыргызстане недавно, но все же, наверное, у вас было время познакомиться с нашими традициями, кухней, природой. Что произвело на вас самое большое впечатление? О чем бы вам хотелось рассказать друзьям на родине?
— Большое событие произошло незадолго до Рождества. Я на своей машине поехал из Бишкека в Ош. Поднявшись на перевал Теа–Шуу, я увидел потрясающую красоту. Было очень много снега и солнца. Вид на Суусамырскую долину меня просто поразил. Таких гор я нигде не видел. И еще запомнилась поездка в село Рот-Фронт, местный аким встретил меня, подарили национальный чапан, калпак, посадили на лошадь. Я галопом прокатился по этой долине. Затем моя супруга тоже проехалась. Знаете, ведь мы в Кыргызстан приехали на машине с женой и собакой. То есть, когда вручал грамоты президенту Бакиеву, естественно, прилетел на самолете. Потом уехал обратно, чтобы привезти семью. И вот мы в обратный путь поехали на машине: Бонн, Дрезден, Краков, Львов, Киев, Москва, Казань, Уфа, Урал, Челябинск, Курган, Петропавловск, Астана, Караганда, Бишкек. Весь путь занял 12 дней. Я тогда впервые почувствовал нечто особенное. Был такой момент, когда из степи выехали и увидели горы Тянь–Шаня, я вдруг подумал, что на какое–то время эта страна станет моей родиной. Понимаете, люди думают, что посол — это иностранец, но, как бы там ни было, все равно начинаешь себя отождествлять с той страной и людьми, где работаешь и живешь. Моя супруга, например, ездит на “Дордой”, покупает хлеб и много рассказывает о людях. И еще об одной вещи мне хотелось бы рассказать. Когда мы праздновали наше первое Рождество здесь, жена купила в магазине национальных сувениров такие маленькие фигурки персонажей библейской истории рождения Иисуса. Сами ясельки, Мария, Иосиф, они все были изготовлены из войлока, а куколки наряжены в кыргызские костюмы.
— Вы верующий человек?
— Да, я христианин. Очень интересуюсь религией. Приглашал муфтия, встречался с представителем Госагентства по делам религий и еще хочу установить контакт с представителями православной церкви, еврейской общины. Здесь есть католический епископ и протестантская община. Я считаю, что религиозные конфессии не должны вмешиваться в государственные дела. Лучше, когда церковь и государство разделены. Но религия должна делать человека лучше и добрее.
— Пробовали что–нибудь из национальной кухни или все же предпочитаете немецкую?
— Я был на конноспортивных играх, и меня пригласили в юрту, там я попробовал практически все. Бешбармак был очень вкусный. Но вот кумыс я еще не пил.
— Вам удалось побывать на Иссык–Куле?
— Я был в Чолпон–Ате и в других местах. Моя супруга очень интересуется наскальными рисунками. Она археолог по образованию. Мы посетили башню Бурана, конечно, были потрясены увиденным.
Любовь БОРИСЕНКО.
Фото Владимира ПИРОГОВА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/17030/