Распечатать: Здравый смысл — наше спасение РаспечататьОставить комментарий: Здравый смысл — наше спасение Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Здравый смысл — наше спасение Посмотреть комментарии

22 декабря 2006

"ДЕМОКРАТИЯ"

Здравый смысл — наше спасение

    Вопрос ко всем кыргызстанцам, вместе взятым, и к каждому из нас в отдельности. Неужели нас не гнетет сознание того, что с некоторых пор Кыргызстан из центральноазиатского островка демократии превратился в объект ироничных насмешек более или менее благополучного мирового сообщества и в страну, достойную разве что жалости и сострадания?
    В то время как все бывшие собратья по Союзу и сегодняшние партнеры по СНГ, внутренние распри позабыв, огромным напряжением сил, трудно, медленно, но тем не менее верно преодолевают завалы и движутся вперед, мы продолжаем выяснять отношения между исполнительной и законодательной властью, враждовать друг с другом, ставить палки в колеса любой инициативе всенародно избранного руководства страны, не предлагая взамен ничего конструктивного.
    Давайте называть вещи своими именами и требовать открытости и прозрачности не только от администрации президента и аппарата правительства с министерствами и ведомствами. Как правило, оппозиция, НПО и коалиции митингуют и протестуют, ставят палки в колеса совсем не бескорыстно и отнюдь не из идейных соображений. Все это проплачивается силами, которым чрезвычайно выгодно иметь в регионе хотя бы такой небольшой, не очень сильный, но постоянно тлеющий очаг напряженности.
    Вот и под занавес 2006 года затянувшийся и принявший хроническую форму парламентско–правительственный кризис привел к добровольной отставке правительства в полном составе.
    Оправдан ли на данном этапе и в данной ситуации этот шаг и каковы его подлинные причины, рассуждать в нашем положении, наверное, не очень продуктивно. Дело сделано, и нам лишь остается принять доводы членов правительства, изложенные в официальном заявлении на имя президента Курманбека Бакиева. Несомненно одно. Этот шаг вполне реально может привести к росту и без того немалой напряженности в обществе. Он вынуждает президента всерьез задуматься, какую роль должны сыграть государство и его глава, чтобы, в первую очередь, найти достойный выход из создавшегося положения.
    Думаю, здесь прежде всего надо исходить из совершенно очевидного факта. В стране нет и малейшего намека на материальное благополучие. Именно в этом первопричина и корень разногласий, которые раздирают наше общество. Именно экономические и финансовые трудности прочно удерживают Кыргызстан и его исполнительную власть в “царстве необходимости”.
    А чтобы совершить переход из него в царство свободы, принимать самостоятельные, ведущие к прогрессу решения, освободиться от унизительных для большинства граждан условий существования, нужна сильная централизованная власть. Власть, не боящаяся принимать на себя ответственность за адекватные вызовам времени и противостоящим силам решения, пусть даже и не очень популярные в обществе.
    Говоря о сильной централизованной власти, я менее всего держу в уме тоталитарное руководство. В данном случае имеется в виду авторитетная (не авторитарная) власть в центре, которая пользуется доверием народа и зависит от него, от народа, а не от настроений ревущей на площади толпы.
    К сожалению, вынужден напомнить, что народ и толпа — вещи сугубо разные. И глас толпы чаще всего не является гласом народа.
    В более конкретном плане речь идет о формировании такой системы, которая предполагает конституционную возможность замены верхов посредством выборов и выбора.
    Принятая в горячечном бреду под давлением площадной толпы, новая редакция Конституции подобной возможности не предусматривает. А посему нам еще чрезвычайно рано говорить об авторитетной, пользующейся доверием масс власти, если не продуман и не отработан механизм обратной связи, механизм взаимной зависимости между органами всех ветвей власти с обществом.
    Сегодня уже можно с большой долей вероятности говорить о том, что и 2007 год для заметного оживления экономики Кыргызстана будет потерян. Но чтобы выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями, за добровольной отставкой правительства должен логично последовать самороспуск парламента, поскольку сегодня Жогорку Кенеш не может конституционным путем сформировать новое правительство. Следовательно, задача выбора и назначения премьер-министра, подбора министров вновь ложится на президента. Но мы знаем, поскольку проходили это уже неоднократно, как оппозиционно настроенные депутаты умеют забывать то, что им забыть выгодно, и в случае чего беззастенчиво и беспардонно могут повернуть стрелки на 90, а то и на все 180 градусов. Велика гарантия того, что весной-летом парламентско-правительственный кризис разгорится с новой силой.
    Призывая исполнительную власть действовать в правовом конституционном поле, реформаторы загнали страну в такой немыслимый правовой тупик, что выбраться из него, не потревожив законы, в том числе и Основной, сегодня просто невозможно.
    Понимаю, что тема эта требует очень серьезного и углубленного анализа, отдельного разговора. Пока же замечу, что совершенно прав социальный министр Евгений Семененко, заявивший, что самороспуск парламента или отказ от него служит сегодня той самой лакмусовой бумажкой, которой проверяются истинные интересы депутатов, определяется, что движет ими. Действительно забота о благополучии и процветании государства и общества, забота о согласии и стабильности в стране или же личные амбиции и шкурные, мелочные интересы.
    Ответ на вопрос Семененко дали сами депутаты буквально через день. На сессии (естественно, за закрытыми дверями) большинство из них заявили о твердой решимости держаться за кресла и мандаты до конца, то есть до 2010 года.
    Разумеется, все это делается с опорой на Конституцию. Хотя ничего подобного в ней, вступившей в действие 9 ноября, не предусмотрено.
    Словом, говоря языком моей юности, проверку на вшивость, как мне кажется, Жогорку Кенеш в очередной раз не выдержал. Смею утверждать, что такого деструктивного парламента в истории суверенного Кыргызстана еще не было.
    Кстати, вспомнил я язык своей молодости вот в связи с чем. Никогда еще не приходила мне так часто на ум одна из непричесанных мыслей польского сатирика Станислава Ежи Леца, как сегодня, когда я смотрю на некоторых наших общественных деятелей. Звучит же этот афоризм так: “Некоторые политики напоминают мне вошь на лысине. Вокруг столько блеска, а все равно вошь”.
    Почти два года минуло после свержения обанкротившейся власти Акаева, ввергнувшей страну и народ в пучину хаоса и бедствий. Все, что мы расхлебываем сегодня, круто замешано и заварено первым президентом. Но не о том речь. Все это время нам остро недоставало здравого смысла, чтобы преодолеть распри и междоусобицу. Сегодня как никогда всем нам, а лидерам всех ветвей власти особенно, нужен именно здравый смысл. В нем наша надежда, наше, если угодно, спасение.
    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.

    


Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16685/


Распечатать: Здравый смысл — наше спасение РаспечататьОставить комментарий: Здравый смысл — наше спасение Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Здравый смысл — наше спасение Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007