КАПИТАЛИЗМ В КЫРГЫЗСТАНЕ: ПРАВО ИЛИ УПРАВА?
Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать лучшее.
Геродот.
19 декабря во всем мире отмечают День помощи бедным. Хотя для многих стран этот день можно с уверенностью объявлять государственным праздником, учитывая экономическое развитие и его дальнейшие перспективы. Причиной одни называют разделение мира на так называемый “золотой миллиард” и остальных “голо сапиенсов”. Другие же указывают на желание многих жить по принципу платоновского афоризма: “Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности”. Причем именно последние в большей степени считают, что помочь бедным можно только в том случае, если они сами начнут себе помогать. Но никак не разделяя бедность поровну…
Сегодня бедность, выросшая до глобальной проблемы, для многих символизирует одновременно и порок, и движущую силу мировой капиталистической системы. И это несмотря на то, что в политику данное понятие вошло еще в Древнем Риме, когда одной из задач государственной власти стало не позволить каждому члену общины впасть в бедность и опуститься.
Поэтому долгое время бедность означала не отсутствие капитала, но отсутствие работы. То есть предпосылкой видели неправильное управление, что определяло бедность как продукт не экономический, а социальный. Поэтому же в ХХ веке человека, который стремился работать, Максим Горький назвал великой силой…
Эта сила и стала основой современного капитализма, который возвел в ранг высших добродетелей понятие самоэксплуатации. Когда в качестве капитала используются знания и умения. Когда каждый человек выступает как частный товаропроизводитель, становясь при этом частью гражданского общества, то есть общества частных собственников. А еще каждый становится частью единой системы, в которой на первом месте находится понятие “труд”.
Труд, помноженный на знания. Труд, в основе которого лежит так называемая этика капитализма с ее универсальным принципом развития: работать нужно не столько, чтобы не разориться, а столько, чтобы не опуститься.
И большое значение в следовании этому принципу имеют два факта. Первый — уважение в обществе к понятию “труд”, но без деления людей по цвету воротничков. Поскольку основа капитализма — это “первоклассные работники, заслуживающие первоклассной заработной платы”. Это и есть средний класс, но не как выведенный для низов средний уровень жизни, а как середина между государством и семьей, между трудом и бедностью как нежеланием или невозможностью работать.
И второй факт, значимый для развития капитализма, — умение отличать друг от друга понятия “руководство” и “управление”. Поскольку руководитель — это человек, отвечающий за своих подчиненных. А управление подразумевает человека, который отвечает за применение и эффективность знаний. То есть мы говорим о статичности и развитии, которые опять-таки основаны на правильном использовании знания и достижений научно-технической революции. Примером тому может служить современный компьютер, история которого начинается в XVI веке. Тогда немецкий философ Лейбниц понял, что все числа можно выразить при помощи двух чисел — нуля и единицы. И уже много позже технические достижения позволили воплотить это открытие в практическую жизнь. Это лишний раз подтверждает, что понятие “технический” ведет свое начало от латинского слова “полезность”, которое в современном мире предполагает умение с пользой применять полученные знания. И более — умение формировать эти самые знания на государственном и общенациональном уровнях.
Потому-то весьма значимым для развития капитализма и является внедрение системы профессионально-технического обучения. В свое время это позволило Японии всего за двадцать лет подняться на второе место в мире по экономической мощи. Таким же примером является Южная Корея, которая, сделав ставку на инициативную и профессиональную молодежь, за двадцать пять лет превратилась в страну с высокоразвитой экономикой.
Однако подобное возможно, в первую очередь при условии правильного понимания того, что есть рыночная экономика, одна из составляющих капитализма. В первоначальном варианте экономика — это синтез греческих слов “ойконос” и “номос”. То есть “дом” и “закон”. Даже ведение домашнего хозяйства начинается с того, что следуешь собственным законам в собственном доме. Но никак не уставам, с которыми, согласно народной мудрости, не пускают в чужие монастыри. Тем более если этот устав способен лишить тебя собственности как основы гражданского общества, а также возможности самостоятельного управления, которое и есть основа капитализма.
Последнее особенно актуально для нашей республики, активно обсуждающей перспективы вхождения в программу HIPC. Можно достаточно долго рассуждать о плюсах и минусах данной инициативы, но очевидным остается простой факт. С принятием этого предложения Кыргызстан теряет возможность самостоятельного управления собственными ресурсами. И мы вновь превращаемся в ту безынициативную массу, с которой решили покончить пятнадцать лет назад, провозгласив суверенитет. Ведь долгое время творческая и созидательная энергия миллионов людей была зажата в рамках государственного трактования идей марксизма-ленинизма. Хотя, казалось бы, небольшая разница — государственный капитализм и капиталистическое государство…
Именно поэтому Маркс и находится в одном ряду в такими отцами-основателями современного мира, как Дарвин и Фрейд. Ведь в “Манифесте коммунистической партии” впервые были определены черты современной системы мирового капитализма. Правда, потом в советской стране марксовский пролетариат стал ленинским рабочим классом, а вот на Западе — обеспеченным буржуа.
Как в свое время заявил Чингиз Айтматов на заседании Верховного Совета, пока мы думали, что такое социализм, в Австрии и Швеции его уже построили. И вырос этот социализм из той самой капиталистической экономики, основой которой служит класс профессиональных работников, которых можно называть и пролетариатом, и буржуа, и частными собственниками. Главное заключается в том, что этот класс готов работать и признает основным капиталом собственные знания и умение трудиться. Кстати, и первоначальное значение слова “предприниматель” означает человека, который зарабатывает капитал собственными руками.
Стремление к капиталу при правильном управлении естественным образом перерастает в общенациональную задачу. Правда, для этого приоритет в государстве должен быть отдан человеку труда, а не человеку финансов. И капитал следует рассматривать не как банковский счет, а как знания, нацеленные на то, чтобы стать собственником.
Поэтому сегодня становится очевидным, что развитие Кыргызстана должно строиться на этих позициях. Тогда через недолгое время можно будет с уверенностью заявить, что в Кыргызстане существуют гражданское общество, рыночная экономика. И больше — капитализм. Причем не тот капитализм, который сегодня капитально загнивает и вряд ли выйдет из дикокаменной стадии развития. Но тот капитализм, который сегодня шествует по миру, провозглашая лозунгом “труд, помноженный на знания”. А еще право среднего класса на первоклассную заработную плату.
Правда, достигнуть этого можно только в том случае, если сам средний класс выберет не управу, а управление. Причем это управление должно руководствоваться не политическими или идеологическими установками, а эффективностью и профессионализмом.
Экспертный отдел партии “Санжыра”.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16636/