Скоро нам исправят Конституцию
Вчера строго по графику приступило к работе Конституционное совещание. Для его краткого обозначения и чтобы не путать с Конституционным судом (КС), мы будем пользоваться аббревиатурой КоС. Главное, чтобы не нашла коса на камень...
Председатель КоС президент А. Акаев в своей вступительной речи сказал, что работа Конституционного совещания будет носить подлинно исторический характер.
— Мы должны найти консенсус, иначе окажемся политическими и гражданскими банкротами… Любое изменение в Конституцию должно быть проанализировано с точки зрения пользы для общества… Некоторые силы готовы поставить вопрос о том, какой должна быть наша республика — президентской или парламентской. Парламентская республика для Кыргызстана — движение не вперед, а назад. Вы помните 1992—1993 годы, когда нам хотели навязать власть парламента. Республику долго лихорадило… Идея парламентской республики в наше время нежизнеспособна в силу слабой структурированности правового поля…
Итак, президент Кыргызстана высказался за сильную президентскую власть с сильным однопалатным парламентом. А. Акаев полагает, что в одной упряжке с президентом должна быть исполнительная ветвь власти, которой должны дать большие полномочия. И что Конституционному совещанию надо не только создать баланс, но и определенную систему сдержек и противовесов.
Помнится, об этой сложной конструкции шла речь и перед внесением изменений и дополнений в Конституцию 1993 года. Тогда Аскар Акаевич обещал нам, что именно данная система обеспечит правильное распределение властных полномочий и не позволит парламенту перетянуть одеяло на себя. Но тогда одеяло поехало в противоположную сторону.
Судебную власть президент КР хочет поднять на тот высокий уровень, который она должна иметь в подлинно демократическом обществе. Как будто и не он создал в свое время аттестационную комиссию, постепенно превратившую независимость суда в фикцию.
Пусть будут сильными все ветви власти, если такое возможно. Главное, чтобы речь шла не только о справедливом распределении полномочий, но и об ответственности. С этим у нас совсем плохо. Все начальники, а спросить не с кого. Бюджет проваливается — правительство ни при чем. Законы не работают — парламент не может проконтролировать. Правосудные функции третьей ветви власти подменены карательными. Львиная доля полномочий у президента, но он тоже ни за что не отвечает. Казачья вольница, а не госвласть.
— Мы не можем превратить Совещание в дискуссионный клуб, позволить, чтобы в его рамках затевались склоки. Со следующего заседания начнем работать по блокам. Итог — проект закона о дополнениях и изменениях в Конституцию Кыргызской Республики. Чтобы в ноябре текущего года изменения вступили в силу, будем просить Жогорку Кенеш рассмотреть его в приоритетном порядке. Подавляющее большинство граждан поддерживает Конституционное совещание, и друзья за рубежом тоже. О чем ярко свидетельствует беседа по телефону с Путиным, которого я проинформировал о созыве Конституционного совещания.
Заседать КОС будет 6,10,13,17,20 августа, чтобы к 23 итоговый документ был полностью готов, и тогда его с подписью председателя Конституционного совещания А. Акаева передадут президенту Кыргызстана А. Акаеву.
Но не только депутаты будут утверждать изменения и дополнения в Конституцию. Председатель Конституционного суда Ч. Баекова пояснила, что статьи Основного закона, изменения в которые были внесены через референдум, могут быть вновь изменены только после одобрения на референдуме. После чего А. Акаев подтвердил, что в октябре состоится референдум.
Нужно сказать о том, кто ушел. Вообще не появился на первом заседании КОС депутат ЗС А. Масалиев. Покинул зал Турсунбай Бакир уулу (см. подробную информацию на стр. 1). Депутат ЗС Д. Садырбаев хотел зачитать свое заявление, но слово ему было предоставлено в порядке очереди по алфавиту. И когда он произнес наконец красивую страстную речь (к сожалению, перевода не было), председатель ответил, что участие в работе Совещания — дело добровольное, держать насильно и уговаривать никого не будут. Дооронбек Садырбаевич покинул зал.
Депутат ЗС А. Мадумаров также зачитал заявление, которое подписали пять членов КОС: А. Масалиев, А. Мадумаров, И. Кадырбеков, Ч. Жакыпова, Т. Исмаилова. Есть смысл процитировать основные моменты.
“…Нас как патриотов и ответственных граждан Кыргызстана беспокоит сам процесс формирования и утверждения состава Конституционного совещания …поскольку состав Совещания был утвержден без консультаций с представителями основных политических и общественных сил. Для нас остается неясным, какими полномочиями наделено данное Совещание и насколько оно легитимно? В каком формате оно будет работать? Есть ли у Конституционного совещания полномочия? Будет ли оно беспристрастным? Самое главное, есть ли у народа доверие к этому составу и работе Конституционного совещания? Не повторим ли мы ошибки предыдущих трех референдумов, когда общественность и основные гражданские институты остались вне процесса принятия политических решений?
Печальный опыт показывает, что принимать решения по изменению десятков статей Конституции одним ответом нарушает саму природу референдума. Переписывать Основной закон страны через референдум антиконституционно. Мы не имеем права повторить ошибки 1994, 1996 и 1998 годов…
Мы готовы работать во имя того, чтобы Кыргызстан получил достойную Конституцию, соответствующую демократическим принципам и общечеловеческим ценностям.
Мы считаем, что это возможно на следующих условиях
:— Конституционное совещание должно быть переименовано в Консультативный совет по выработке конституционной реформы, чтобы этот орган не противоречил Конституции;
— в состав Консультативного совета должны быть включены представители действующих политических партий и общественных объединений, он должен быть сформирован на паритетных началах как от властных структур, так и от оппозиции;
— все решения должны приниматься на основе консенсуса сторон;
— председательствовать на Консультативном совете должны два сопредседателя — от власти и от оппозиции;
— изменения и дополнения в Конституцию Кыргызской Республики должны быть приняты только Жогорку Кенешем в соответствии со статьей 96 Конституции Кыргызской Республики…”
Заявление передано председателю КОС. Кое с чем он согласен однозначно, поскольку сам заявил, что голосованием решения приниматься не будут — только по принципу консенсуса. А вот насчет сопредседателя от оппозиции А. Акаев высказался сенсационно. Мол, есть же уже заместитель председателя Текебаев, который является самым реальным будущим президентом Кыргызстана.
Взгрустнулось. Потому что большинство членов КОС являются сторонниками сильной президентской власти. И если совместить их чаяния с названной кандидатурой, результат реформирования Конституции может оказаться убойным.
Вот выдержки из некоторых выступлений.
Э. Алиев: “Конституционное совещание — это неконституционный орган. Следовательно, должно быть всенародное обсуждение через СМИ, в трудовых коллективах. Меньшинство должно иметь право представить свой вариант. Слушания должны быть открытыми, с аккредитацией всех желающих СМИ; необходима трансляция всех заседаний; следует пригласить экспертов; КОС должно принять заявление А. Акаева о том, что он не будет баллотироваться на новый срок; если КОС не придет к единому мнению и меньшинство будет против, решение принимать через референдум”.
А. Атамбаев: “Нельзя хлопать дверью, надо поработать в КОС; принимать решение нужно не оптом, а по блокам”.
К. Бакиев: “Формирование правительства — через парламент; финансовое положение республики трудное, поэтому надо сейчас объединить обе палаты Жогорку Кенеша в одну и дать им доработать до конца срока; не идти на референдум — это большие расходы”.
Ч. Жакыпова: “Для меня идея Кыргызстана — сильное гражданское общество и номинальная власть президента. Я хочу видеть президента во фраке только на праздниках, а его портреты — только на марках страны. Моя задача в КОС — ослабить президентскую власть, желание изменить ситуацию — выйти из политического кризиса”.
С. Иманбаев: “За 11 лет мы использовали почти все формы государственного правления. До 1991 года было некое подобие парламентской власти, с октября 1991 до 1993 — президентская власть, с 1993 до 1996 — смешанная парламентско–президентская форма власти, с февраля 1996 — президентско–парламентская. Должно быть сосредоточение власти в руках президента или мобильно организованного государственного управления. Надо укрепить материальную и социальную базу политических партий, иначе они останутся в зачаточном состоянии. Досрочное сложение полномочий до 2005 года невозможно”.
Т. Исмаилова: “Конституция должна обеспечить безопасность государства и безопасность индивида”.
И. Кадырбеков: “Изменения в Конституцию должен вносить только Жогорку Кенеш. Мы считаем, что принять за основу нужно Конституцию 1993 года”.
М. Мукашев: “Президентская власть — самое слабое звено. Я против парламентской республики. Если реформа Конституции осуществляется для народа, я — за, если для власти — я против”.
А. Муралиев: “Нужно пригласить А. Масалиева и Д. Садырбаева принимать участие в работе Совещания. Непорядок не только в судебной системе, но и в органах прокурорского надзора — будут ли они охранять права человека? Должна быть обозначена роль спецслужб. В Конституции должны быть записаны не только право на труд, но также ответственность государства и компаний, права человека, заложены нормы о правах меньшинств, об оппозиции”.
З. Осмонов: “Пересмотреть объем полномочий правительства. Нужен конституционный контроль, следует расширить полномочия Конституционного суда. Общие и арбитражные суды объединить в суд общей юрисдикции, сюда же отнести военные суды”.
М. Султанов: “Нужна парламентско–президентская форма правления.
Президент — гарант Конституции, главный арбитр в спорах, он не должен формировать ветви власти. Необходимо четкое разделение функций, баланс властей”.
Н. Танаев: “Я — за сильную президентскую и сильную парламентскую власть”.
Итак, всего 19 дней отведено на создание документа, который должен определять судьбу страны в обозримом будущем. Маловато будет. Но президент КР считает, что достаточно. Хотя как председатель КОС он заявил, что готового варианта администрация президента не приготовила. Быть такого не может, потому что такого не может быть никогда. На разработку фундаментальных изменений в Основной закон уходят месяцы — если, конечно, речь идет о серьезной работе. Но 40 членов Конституционного совещания, каждый из которых — личность, за срок, отпущенный им главой государства, при всем уважении к ним, вряд ли успеют создать нечто эпохальное. А вот если будут проигнорированы требования членов КОС от оппозиции и они не станут участвовать в работе, тогда все просто. “Домашние заготовки” можно выдвинуть как экспромт и очень быстро обсудить и проголосовать за этот вариант. В результате мы получим то, чего хочет Аскар Акаев в двух ипостасях — президента КР и председателя КОС. А он хочет и политическую невинность соблюсти, и капитал приобрести. И придется признать, что наш президент опять всех обыграл на своем поле.
Рина Приживойт.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/1639/