Чей Налоговый кодекс более справедлив и применим?
В минувшую среду произошло событие, демонстрирующее зрелость, социальную и политическую активность гражданского общества. В отеле “Хаятт” прошла презентация Налогового кодекса, подготовленного коалицией бизнес–сообщества Кыргызстана “За справедливое налогообложение”. По сути, это альтернатива своду законов, регулирующему экономическую деятельность, разработанному правительством.
Этот монументальный труд родился после того, как представители бизнеса, принимавшие активное участие в разработке НК, остались неудовлетворенными результатами растянувшейся на три года работы. Посчитав, что их предложения не вошли в кодекс либо вошли в искаженном виде, предпринимательские круги доверили написать другой НК своим представителям, которые, в свою очередь, привлекли к этой работе некоторых депутатов Жогорку Кенеша.
Итак, НК бизнес–сообщества получился компактнее, в нем меньше статей и разделов, чем в проекте официального кодекса. Как говорится в обосновании, “в основу разработки законопроекта положены концептуальные подходы по девяти направлениям налогообложения”.
Это включение в кодекс антикоррупционных механизмов, соблюдение баланса интересов, прав и обязанностей налогоплательщика и государства, презумпция добросовестности налогоплательщика, простота учета и прозрачность контроля и администрирования. Далее, либерализация налогового контроля в отношении добросовестного налогоплательщика с обеспечением неотвратимости наказания за налоговые правонарушения и преступления, конкурентоспособность налоговой системы и снижение средней налоговой нагрузки за счет расширения налогового поля и создания условий для легализации теневого бизнеса, выравнивание налогового бремени разных категорий налогоплательщиков, стимулирование приоритетных сфер экономики. И последнее направление — социальная направленность налогового законодательства.
Правительственный и НК бизнес–сообщества отличаются многим. Наиболее заметные различия — перечень общегосударственных налогов сократился, авторы убрали два нерыночных налога — на автодороги и отчисления в ФЛПЧС, налог с владельцев транспортных средств, налог с продаж, земельный налог. Два последних перекочевали в разряд местных, которые этим и ограничиваются. Зато в общегосударственные налоги включены новые — налог на доходы нерезидентов и социальный налог, чего нет в проекте официального НК.
Радикально подошли разработчики кодекса и к ставкам. Особенно хорошо поработали они над НДС — “священной коровой” правительства, сборы которого составляют свыше 30 процентов доходной части бюджета. Ставка налога на добавленную стоимость у них варьируется в пределах 15 и 10 процентов. Социальный налог равен 15 процентам, из них восемь платит наемный работник, а 7 — работодатель. Коррективам подвергся земельный налог и налог с продаж — 5 процентов.
Авторы альтернативного проекта постарались экономически обосновать каждое действие по уменьшению ставок, переносу налогового бремени. В НК есть таблицы с расчетами того, сколько поступало, например, земельного налога при действующем кодексе и сколько будут налоговики собирать при новых ставках.
Альтернативный кодекс требует анализа и осмысления, как и те расчеты сумм налоговых поступлений, что помещены в нем. Приблизительно общие доходы могут составить свыше 32,4 млрд. сомов, при том, что в минувшем году этот показатель едва превысил 24,7 млрд. сомов.
Что еще может обрадовать бизнес, так это охват выборочными налоговыми проверками не более 5 процентов налогоплательщиков, а также отмена хронометража.
Депутаты Жогорку Кенеша, приглашенные на презентацию, сочувственно выслушали авторов НК, утверждавших, что “бизнес страшно устал от действующей налоговой системы”.
Презентация альтернативного НК преследовала цель не только ознакомить депутатский корпус, бизнесменов, общественность с другим видением и пониманием налоговой системы, но и ставила задачу, которую озвучил исполнительный директор Международного делового совета Умар Шавуров:
— Программа минимум — мы должны не допустить прохождения в парламенте правительственного проекта. И программа максимум — добиться рассмотрения депутатами Налогового кодекса, разработанного бизнес–сообществом.
Все это свидетельствует о том, что обостряется борьба за новую редакцию НК, к рассмотрению которого Жогорку Кенеш еще не приступал.
Лариса ЛИ.
Фото автора.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16365/