Ближе зима, выше инфляция
Подсчет экономических потерь от ноябрьских митингов впереди, а вот показатели того, как работала и жила страна прошедшие 10 месяцев, уже известны.
Об этом шла речь на ежемесячной пресс–конференции главы Нацбанка Марата Алапаева.
По темпам роста индекса потребительских цен Кыргызстан отстает от своих главных деловых партнеров. Если в России уровень инфляции составил 7,5, а в Казахстане — 6,6 процента, то у нас — только 3,1 без учета на плодоовощную продукцию. А с ней и того меньше — 2,9 процента.
Наибольшее влияние на этот показатель оказал рост цен на хлебобулочные изделия и крупы, сахар, мясо, масло и жиры, коммунальные услуги. Но, как отмечает Нацстатком, зато несколько снизились цены на молоко и молочные продукты, овощи и фрукты. Правда, особой заслуги в этом сельхозпроизводителей и молочной промышленности нет. По климатическим условиям год был весьма благоприятным.
Не претерпели сильных изменений по сравнению с показателями за полугодие все другие цифры. В денежно–кредитной политике Нацбанк демонстрировал стабильность. Так, учетный курс сома хоть и понижался — с начала года на 5,37 процента, но этот процесс происходил плавно, без резких колебаний и скачков, благодаря тому, что НБ КР сам активно участвует в торгах. Объем покупки валюты составил почти 140 млн. долларов.
Аналитики финансового рынка отмечают рост денежной массы, увеличение объемов валовых международных резервов. По сравнению с прошлым годом они выросли на 144 млн. долларов. В целом банковский сектор сегодня демонстрирует стабильность. Как отметил Алапаев, постоянно растет кредитный портфель коммерческих банков, объем депозитов увеличился на 32,56 процента. То есть деньги в банках не переводятся, более того, приход на наш рынок сильных казахских банков вселяет надежду, что в будущем появятся “длинные деньги”, которых так ждет реальный сектор экономики, куда кредиты не идут.
Вот и миссия МВФ и Всемирного банка, находившаяся в Кыргызстане в конце октября, отметила явный прогресс в банковской системе. Это и активно развивающееся финансовое посредничество, и капитализация коммерческих банков. Специалисты миссии считают, что если так пойдет и дальше, то к 2008 году Нацбанк может смело приступать к обязательному страхованию депозитов частных вкладчиков.
Но в этом хоре позитивной информации диссонансом звучит признание главы центробанка о том, что процентные ставки по кредитам вопреки ожиданиям даже выросли. Это при том, что денег значительно больше стало вращаться в банках, появились новые финансовые институты. Почему вопреки законам рынка в дело не вступает конкуренция, которая должна заставить банкиров снизить ставки?
На вопрос автора статьи, не усматривает ли председатель правления Нацбанка возможный сговор руководителей коммерческих банков с целью сдерживания высоких процентных ставок на кредиты, как это делали в свое время российские нефте-
трейдеры, пока за дело не взялось антимонопольное ведомство, Марат Алапаев ответил, что теоретически это возможно, но практически — вряд ли. Из–за сильной конкуренции на этом рынке. А рост ставок он объяснил большим спросом на кредиты.
Лариса ЛИ.
Фото автора.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16331/