Кадырбек ТАДЖИЕВ: Я боролся за цирк
В Астане с участием наших деятелей культуры прошел IX Международный фестиваль творческой молодежи “Шабыт” (“Вдохновение”).
Всего в соседнюю столицу приехали 500 участников из стран ближнего и дальнего зарубежья. Конкурс проходил по 11 номинациям. Кадырбек Таджиев, заслуженный артист КР, художественный руководитель и первый зам. гендиректора Кыргосцирка, был председателем жюри в номинации “Цирковое искусство”, Юристанбек Шыгаев, художник, заслуженный деятель культуры КР, — в “Изобразительном искусстве”. Членами музыкального жюри были Муратбек Бегалиев, композитор, народный артист КР, и Кайыргуль Сартбаева, оперная певица, народная артистка СССР.
— Я поехал в Астану еще и на разведку. В этом году там открылся цирк (построили новый). Теперь договорился с директором, заключили контракт, и наших артистов ждут на гастроли, впрочем, как и мы ждем астанинцев к нам, — поведал Таджиев. — На следующий год для участия в юбилейном фестивале мне дали добро на семь номеров. Обязательно поедем. В течение года будем готовить реквизит, постановку, хореографию, музыкальную программу. Одним словом, все заново. Осталось собрать артистов.
Правда, по условиям допускаются только циркачи 18—28 лет.
— Взрослые наши мастера арены все за рубежом. Здесь совсем молодые. Но я добился, чтобы могли выступать с шестнадцати лет.
Таджиев так убедительно расхвалил наших ребят, что организаторы пошли навстречу. Единственное требование — письменное согласие родителей.
— Техника безопасности играет не последнюю роль, — подчеркивает Таджиев.
— Что еще было интересного?
— Познакомился с балериной. Она из Казахстана, но вышла замуж за американца и живет в США, работает балетным импресарио. Пригласила наших циркачей в Америку.
— А почему наши артисты цирка не участвовали в фестивале?
— В этом году попасть туда было невозможно. Выступал наш Чынгыз Ормонбетов, но за казахов. И занял второе место в дрессировке пони. Первую премию получила эквилибристка из Казахстана Мария Абишева. Обладательница Гран–при — воздушная гимнастка на ремнях, тоже казашка.
— Получается, что казахские артисты цирка лучшие?
— Мы больше смотрели на трюки, а у всех других этого на должном уровне не наблюдалось.
— Кто же удостоился Кубка президента — пяти тысяч долларов США?
— Я, конечно, боролся за цирк. А победило стихотворение в номинации “Литература”.
— Что больше всего впечатлило в цирковом искусстве?
— Впервые участвовала группа немых буффонадных клоунов…
— А что это за буффонадные?
— Ну, например, можно сказать: “Здравствуйте, ребята” — и засмеяться. Буффонадные же громко растянут фразу и громко–громко захохочут. Костюмы тоже наденут громадные, туфли неимоверных размеров. Немым артистам удалось передать шутки мимикой.
— А в каком жанре сильны наши циркачи?
— Бесспорно, наша джигитовка самая сильная в мире. Недаром говорят, что кыргыз родился в седле. Если есть рекордные трюки, то обязательно к ним руку приложил один из кыргызов.
— Джигиты тоже отправятся на будущий фестиваль?
— Точно не известно. Знаю, что задействуем моноциклы, вольно-стоячую лестницу, игру с обручами.
Цирк, подчеркивает Таджиев, это жизнь.
— Мы все очень дружны, друг друга поддерживаем и уважаем.
— Как в целом обстоят дела в нашем цирке? То, что стало тепло, — заметно.
— Да, отныне на представлениях зрители, как в старые времена, снимают верхнюю одежду. С отоплением и ремонтом помогли Минкультуры, правительство. В порядок привели не до конца, но работать уже можно. Применяем и свои силы. Здесь и огромный вклад гендиректора цирка Курмангазы Исанаева.
Однако на этом останавливаться не стоит. Такой цирк — единственный в нашей стране, и, чтобы его сохранить, нужно поддерживать и дальше. А зарплата артиста от тысячи сомов. Поднять бы не мешало…
Юлия СУШКОВА.
Фото Владимира ПИРОГОВА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16309/