КОНСТИТУЦИЮ ПРИНЯЛИ. ПОРА НАЧИНАТЬ РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ?
Итак, новую Конституцию Кыргызстана приняли…
Однако знает текст Конституции пока что очень ограниченный круг лиц. Урывками ловим: у президента такие обязанности, у парламента эдакие, а у народа, как всегда, как бы самые большие права.
Понятно, что чувства все это вызывает очень сложные. Хорош же Основной закон страны, если в массе своей народ с его содержанием не знаком!
Оригинальный финал горячих ноябрьских дней, которые, по большому счету, были вызваны именно поисками путей к принятию новой Конституции, не правда ли? Тогда говорилось: нельзя кулуарно принимать самый важный для страны закон, нельзя потому, что это тогда будет не демократия. Сегодня знающие люди, чтобы не возбуждать новый всплеск эмоций, примирительно говорят: “Ну что вас всех так зациклило на Конституции?”.
Между тем буквально на следующий день аппарат правительства нашел ошибки в Конституции, касающиеся обязанностей государственных служб. Понятное дело, теперь постараются исправить ошибки, внесут изменения. Однако в соответствии с законодательством эти поправки не могут быть рассмотрены ранее трех месяцев со дня обращения. А сколько в ней еще ошибок? Получается, что с их обнаружением мы тем самым получим возможность проследить продвижение новой Конституции в массы. Сначала замечания пойдут, само собой, из Бишкека. Потом они станут поступать из отдаленных регионов, наконец, из самых отдаленных мест?
Точно так же не знаешь, радоваться или печалиться тому, что в новой Конституции заложены давние чаяния народа на двойное гражданство…
С одной стороны, хорошо: узаконено то, что некоторые уже давно имеют как реальность и о чем многие пока что только мечтают. Но вот в чем вопрос: а с кем, с какой страной мы хотим быть в двойном гражданстве? Предполагается, что в первую очередь с Россией. Это и понятно, наши граждане давно там уже зарабатывают себе на хлеб с маслом. Но как быть с таким, например, нюансом, как юридическое обеспечение этого права? К примеру, могут быть какие-то проблемы с законом. Люди ведь, мало ли что в жизни происходит. И вот, не дай Бог, конечно, кто-то из наших людей делает там, в России, нечто противозаконное. По законам всех стран он должен нести ответственность. Но какой именно страны в этом нашем интересном положении? Какие паспорта предъявлять на таможнях? Ну и так далее, и тому подобное. Вероятно, и эту проблему мы снимем так же быстро, как приняли новую Конституцию. Но все ли страны умеют думать и действовать так быстро, как мы?
А кто-то зарабатывает на хлеб с маслом в Казахстане. И опять возникают некие международные нестыковки. И опять вопрос: а Казахстан готов к этой нашей революционной идее? Не обходят вниманием наши граждане и просторы Узбекистана. И вот теперь мы явимся к ним в совершенно ином качестве. Мы готовы, а они?
В связи с этим вспоминается давний анекдот. Москва долго не может дозвониться в Приморский край. Наконец там снимают трубку.
— Что у вас происходит?
— Референдум. Решаем, присоединяться нам к Японии или нет. Уже единогласно решили: присоединяемся. Осталось только, чтобы японцы об этом узнали…
А если взять во внимание желание отдельных граждан наших стать турецкими подданными, не отрубив концов и на исторической родине, или подданными великого Китая, или таким путем узаконить давнее свое пребывание в США, Канаде, Франции, то получается, что мы и в самом деле оказались впереди планеты всей. То есть желание создать всеобщий мир без границ, о котором пока что мечтают одни только поэты, мы решительно превращаем в реальность. А что? Нечего разговоры разговаривать, когда можно решить эту многовековую проблему одним махом. Наш опыт и в самом деле заслуживает Нобелевской премии мира. Мы способны к тому, к чему остальное человечество подбирается слишком медленно, слишком осторожно. Между тем ему следовало бы внимательно изучить опыт наших митингов, парламентариев и юристов. Есть, в самом деле, чему поучиться. В связи с этим меня мучит только одно: могу ли я теперь стать, к примеру, гражданкой одной замечательной страны, если люблю ее и если она, верная прогрессивным идеям человечества, не может и не должна пресекать те глобальные гуманитарные идеи, родиной которых стал наш парламент? Да, это не Россия, не Казахстан и даже не Турция или, скажем, США, но ведь мне теперь не просто можно мечтать, а мечтать с текстом новой Конституции в руках, не так ли?
Дух захватывает от ширины тех горизонтов, которые обещает нам чтение текста новой Конституции. Откровения, какие еще продвинутые идеи обещает нам этот захватывающий процесс? Честно говоря, о таком подарке можно было только мечтать. А ведь все могло быть совсем иначе. Скучно, прозаично, буднично. И как во всех демократически настроенных государствах. Объявили бы референдум. Заставили бы читать проект Конституции. Думать. Принимать решения. Спорить. Не дай Бог, опять пришлось бы ходить на митинги. Это же, страшно сказать, сколько времени и усилий понадобилось бы. А так — никаких проблем. Делегировали свои полномочия парламенту, вот пусть у него голова и болит. И пусть теперь замолчат даже те наши граждане, которые, видите ли, парламенту в нынешнем его составе не доверяют. Их мнение кому-то интересно? Их об этом кто-нибудь спрашивает? Они что-то решают в этой стране? Нет, нет и нет.
Так что давайте радоваться и поражаться особенностям нашей национальной политики. Эй, это кто еще там в мире не знает о нашем существовании?! Отстаете, братцы, не догоняете…
Людмила ЖОЛМУХАМЕДОВА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16212/