Не экскурсия, а обзор болевых точек
В Нарыне таких точек не счесть. Дотационный север страны нуждается в поддержке. В первую очередь финансовой.
Поездка Феликса Кулова в Нарынскую область началась задолго до рассвета. Путь на север неблизок, а премьеру нужно было уложиться за день, чтобы следующим утром продолжить решать бесчисленные проблемы развивающегося государства уже в столице. Но хлипкий “бусик” с десантом из тринадцати журналистов отбыл в Нарын еще раньше премьера, чтобы воочию засвидетельствовать нужды людей.
Эх, дороги — ямы да канавы!
На нынешнем этапе развития даже хорошо, что у премьера пока нет в арсенале вертолета. Потому что иначе он бы не увидел и не ощутил на себе все прелести нарынских дорог. Путь до Нарына — более 350 километров — прошел в экстремальной, можно сказать, обстановке. Дороги почти повсеместно разбиты. Построенные в советское время, они переэксплуатированы до предела: асфальт перемежается грунтовкой, везде гребенка, асфальтовые колеи, кочки и выбоины. О том, что местные власти пытаются все же делать хотя бы ямочный ремонт, свидетельствуют встреченные по пути (правда, именно в день приезда премьера) четыре-пять малочисленных бригад дорожников с грабарками, засыпающих ямки. Перед перевалом же вообще асфальт закончился и началась жесткая грунтовка. Позднее, по пути в Ат-Башинский район, кавалькада машин просто тонула в густой пыли.
Ф. Кулов, естественно, не оставил вопрос без внимания, заявив, что “дороги являются одной из стратегических задач развития области. На 2006 год было запланировано реанимировать по республике 1000 км трассы, но удалось сделать только 600. В следующем году начнем с Нарына”.
Уголь — в центре внимания
Нарын, по выражению премьера, “это наша Сибирь с сильными морозами, и готовиться к зиме, которая длится здесь восемь месяцев, надо серьезно”. Хотя визит в Кара–Кече и Минкуш запланирован не был,
Ф. Кулов твердо намерен поехать туда зимой. Небезызвестный Мотуев сидит в СИЗО, следствие по его делу потихоньку движется, пытаясь определить размер ущерба, нанесенного им разрезу.
Губернатор Нарынской области Жыргалбек Азылов, сопровождавший премьера, утверждает, что ситуация на разрезе изменилась к лучшему, войдя в правовое русло: “Сегодня там работают все те субъекты, которым раньше была выдана лицензия, — “Ак–Жол”, “Шарбон”, “Беш–Сары”. Но в каком плачевном состоянии они получили объекты? Осталась лишь кое–какая техника. Хозяева участков обещали изыскать средства и достойно подготовить республику к зиме. Но сейчас они в основном занимаются вскрышными работами, потому что Мотуев вывез верхние пласты угля полностью. Угольный шлам поступает на ТЭЦ Бишкека и в Балыкчы, но с углем марки БР, в основном потребляемым населением, пока напряженка, которую дней через пятнадцать удастся снять. 44 тысячи тонн должно быть завезено для нужд области, и это будет выполнено. На сегодня покрыто более 80 процентов потребности в угле — больницы, школы, детсады, погранотряд обеспечены топливом”.
Есть в области и угольный разрез Турук, благодаря которому почти полностью обеспечены углем Ат–Башинский и Ак-Талинский районы. Но вот в Нарынский, Кочкорский и Джумгальский завезено лишь 35 процентов от нормы. По–прежнему отпускная цена на месторождении составляет 480 сомов за тонну, хотя даже в Нарыне она взлетела до 1200—1400 сомов, не говоря уже про столицу.
Школьная пора в регионе сурова
Состоянием школ, которые посетили премьер с чиновниками, в их числе был и министр финансов Акылбек Жапаров, можно лишь ужасаться. Очевидная необходимость уже не ремонта, а строительства школ упирается в отсутствие средств в дотационном на 87% бюджете области. Даже в Нарыне две школы из восьми находятся в аварийном состоянии. А школу в селе Карабулун в Ат-Башинском районе вообще закрыли, и 350 учеников вынуждены учиться в детском садике. Директор школы Назгуль Осмоналиева просит на строительство школы шесть миллионов сомов. Премьер обещал. С согласия Минэкономфина.
Вода, вода, кругом вода
Повсеместно в регионе остры водные проблемы. Причем воды то слишком много, то, наоборот, не хватает. Начав с посещения нарынских водоочистных сооружений с их устаревшим сорокалетним оборудованием, премьер поставил вопрос перед А. Жапаровым о необходимости найти деньги на это. Повод для поиска средств дало и посещение водозабора, снабжающего город качественной питьевой водой. Его мощности не обеспечивают потребности выросшего населения Нарына, не говоря уже о сельчанах.
Одна из главных болевых точек, угрожающих жизни людей, — грунтовые воды. Посетил премьер два села из многих, которые имеют такую проблему. В селе Акмоюн ждут отселения 63 дома. Уровень грунтовых вод настолько высок, что вода не только затапливает подвалы, но и подмывает стены. Усилиями МЧС возвели дамбу, которая несколько улучшила положение, но дома уже разрушены. 22 наиболее пострадавшие семьи стоят в очереди на получение ссуд для строительства домов. Десять из них уже получили по 130 тысяч сомов, которых хватит на саманный дом на участке посуше. Власти пообещали, что до конца года дадут деньги еще десяти. Остальные должны зимовать в мокнущих жилищах. Острый получился разговор у жителей села с Ф. Куловым. Они пожаловались на несправедливое, по их мнению, выделение ссуд тем, кто состоит в родственных связях с руководством села.
В Ат–Баши тоже несладко: одноименная речка, по весне превращающаяся в полноводного монстра, также подмывает почву в райцентре, и в отселении тут нуждаются уже 354 семьи. Везде нужны средства, причем немалые и безотлагательно. Премьер всем обещал помочь, включив в бюджет будущего года такие затраты.
Не утонуть бы в мусоре
С туалетами в Нарынской области повсеместно напряженка. Трудно сказать, по причине ли плохой традиции либо низкого уровня жизни и, соответственно, культуры. Есть известное изречение о том, что уровень цивилизованности любой страны определяется состоянием туалетов. На трассе, начиная от Боома, удалось увидеть лишь один (!) туалет, гордо возвышавшийся на самом перевале Долон. Группа иностранцев, на привале оживленно фотографирующих красоты края, явно искала нужное сооружение, но безуспешно. Даже в прекрасных кафе Нарына и Ат–Баши, где высоких гостей из столицы гостеприимно до отвала накормили всяческими местными традиционными блюдами, туалеты оказались во дворе. Аналогичное положение с туалетами и в школах региона, да и не только этого.
Не менее остра проблема и с мусором. Минуя по пути на Иссык–Куль традиционное место отдыха, что находится в начале Боомского ущелья, всегда поражаешься массе пластиковых пакетов, засоривших всю немалую площадку с ее бесчисленными закусочными и магазинчиками. Неужели руководство района не может пару раз организовать субботники по кардинальной очистке прилегающих гектаров под угрозой закрытия торговых точек и штрафов? Недалеко ушел в этом смысле и северный регион. Везде, не только в местах привалов, возле кафе, непременные многолетние свалки отходов, пакетов и бутылок, но и по обочинам в чистом поле и в горах.
Через четыре года здесь будет терминал
Напоследок премьер посетил место будущего грузового терминала в Казыбекском айыл окмоту Ат-Башинского района, что километрах в семидесяти от китайской границы по трассе Бишкек — Торугарт. Планов громадье! Правда, пока они только на бумаге. Если правительство в принципе одобрит идею создания торговой базы СЭЗ “Нарын” и частично выделит деньги, территория в 24 гектара в чистом поле лет через пять станет не только выгодным участком торговли с Китаем, но и местом трудоустройства свыше тысячи местных жителей. Идея состоит в том, чтобы нагруженные выше всех норм большегрузы из Китая не разбивали наши дороги. Предполагается, что автомашины будут взвешивать и, если их вес превысит разрешенные для наших автотрасс двадцать тонн, разгружать лишнее в терминале. Затем эти грузы будут развозиться по республике нашим транспортом. На этой перевалочной базе будут и предприятия приграничной торговли, и гостиницы, и сопутствующие объекты автотранспорта и общепита. Надеются авторы проекта на частичную помощь государства и инвесторов. Скорее всего, скоро объявят тендер, и тогда, надеются инициаторы, появятся заинтересованные лица — дело–то выгодное!
Многое было увидено, сказано и решено. Никому премьер Кулов не отказал. Одно непонятно — потянет ли бюджет Кыргызстана все дополнительные статьи расходов?
Путь возвращавшемуся в Нарын кортежу из девятнадцати машин в одном из сел преградил живой кордон. Местные жители тоже хотели донести до премьера свои нужды и чаяния. Но в этот раз на них времени не хватило.
Елена МЕШКОВА.
Фото Сагына АИЛЧИЕВА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/16026/