Дерево надежды или опилки мечты?
Местное производство готово к рывку, но банки связывают бизнесменов запредельными процентами по кредитам.
Есть ли производство на Иссык–Куле? Чем занимаются жители этой благодатной туристической зоны в межсезонье?
Если северное побережье — республиканская здравница, то южное — житница и кузница.
Именно здесь работает ряд предприятий. Одно из них — деревообрабатывающее. Место, где воздвигнута мебельная мини–фабрика, ранее являлось пустырем. Но девять лет назад Сапарбек Садыбакасов решил выкупить этот участок, благо тогда цены на землю были в пределах разумного.
Сидеть на пустом наделе и ждать манны небесной не входило в планы Садыбакасова.
— Я задумал делать мебель. Это всегда будет пользоваться спросом, — рассказывает предприниматель.
Так возникло деревообрабатывающее предприятие с цехом по изготовлению мебели. Спальные и кухонные гарнитуры, стеллажи, стенки, кровати, трюмо, тумбочки — таков перечень продукции, которую выпускают здесь.
Сейчас на предприятии трудятся тридцать человек. Работают только на заказ. Дома отдыха, как бюджетные, так и частные, занимают очередь на два месяца вперед.
Древесину приобретают по сходным ценам. Но стоимость леса ежегодно увеличивается, переходить же на искусственные заменители — потерять клиентуру, отдающую приоритет деревянной, а не пластмассовой мебели. И все бы ничего, но оборудование, на котором обтесывают дерево, доживает свой век. Новые станки покупать пока не на что. А где взять деньги?
— Вот, просим кредит, но банки не дают. Зато в рекламе расписываются в собственной щедрости. А на деле не спешат вкладывать средства в развитие местного производства. Видимо, считают это делом невыгодным. Банкиры опасаются, что их кредиты просто канут в Лету. Никто не даст гарантии, что эти средства вернутся, да еще с процентами. Предприятие может обанкротиться. Увы, в деловой практике этим никого не удивишь.
А без этого мы не можем нормально развиваться. Банки денег нам не дают. Или дают, но под такие немыслимые проценты и на короткий срок. Получается, что мы должны работать только на банки, пока не погасим кредит, в результате прибыли никакой.
Вахтанг Алыков, директор иссык–кульского микрокредитного агентства, утверждает, что с кредитами все обстоит хорошо. Только за последний год было выдано 60 кредитов на 6 миллионов сомов. Но оказалось, деньги получают те, кто непосредственно занимается туристическим бизнесом. То есть та отрасль экономики, которая быстро окупается.
Как правило, после успешного сезона одну треть, а иногда и половину, отдают непременно. Что касается производственников, то их не очень–то жалуют.
— Наши люди отчасти научились работать с кредитами, но, если честно, банкам пока доверия нет. А это сильно подрывает нашу деятельность, — рассказывает Алыков. — И потом, мы приветствуем любое начинание в сфере бизнеса, но мы не выдаем кредиты не потому, что нам не нравится то или иное предприятие. Нам важно знать, убыточен этот вид бизнеса или прибылен. Если рентабелен, то деньги дадим. Но предприятие не может существовать лишь на одни банковские дотации. Если постоянно нуждается в кредитах, значит, недостаточно прибыльный бизнес.
Между тем некоторые мини–предприятия были вынуждены закрыться. Из–за недостатка оборотных средств дальше работать они не могут. Торговать же плохой продукцией — себе в убыток. К тому же кроме иссык–кульского рынка существует еще республиканский и, в конце концов, мировой. Но нашим предпринимателям вход туда заказан.
Предприятие может быть успешным только тогда, когда преобразовано в СП, будь то кыргызско–российское или кыргызско–казахское, кыргызско–немецкое.
Нашим же бизнесменам банки не доверяют, а те, в свою очередь, не могут конструктивно работать. Не правда ли, для страны — члена ВТО вставлять палки в колеса собственным предпринимателям — нонсенс?
Дарья МАЛЕВАНАЯ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/15940/