Кадры завтрашнего дня
В послании президента Курманбека Бакиева народу Кыргызстана красной нитью проходит мысль о необходимости поднять экономику. Одним из путей развития экономики является подготовка профессиональных рабочих кадров.
Сегодня в республике 112 профтехучилищ (профтехлицеев). Они готовят рабочих по ста тридцати пяти специальностям. Больше 70 процентов выпускников ПТУ находят работу за пределами Кыргызстана, не отрабатывая бюджетные средства, выделенные на их обучение.
Анализ показывает, что подростки охотно поступают учиться на традиционно популярные на сегодняшний день профессии и специальности, такие как электромонтеры, электрогазосварщики, водители автомобилей, швеи, парикмахеры, столяры, плотники, бухгалтеры, бармены и т.д., подчас даже без перспективы трудоустройства в дальнейшем. Между тем такие профессии, как токари, слесари, фрезеровщики, монтажники, слесари по ремонту сложной техники и др., пока что остаются мало востребованными.
Может возникнуть вопрос: если простаивают заводы, фабрики и т.д., зачем готовить таких рабочих, на подготовку которых из бюджета потребуются немалые средства? Однако проблему нужно рассматривать шире, с учетом перспективы. Если не сегодня, то завтра возродятся заводы и фабрики. Пусть не в прежнем, в новом виде, ином формате с учетом требований рынка. Поэтому нужно готовить их сегодня. Если эти специалисты пока не могут применять свои знания и умение дома, пусть на время выезжают за пределы республики. Позже все равно вернутся на родину. С другой стороны, с ними можно заключить договор, обязующий их оплатить или компенсировать затраты на их обучение.
Все ПТУ имеют капитальные здания, обеспечены оборудованием, учебно–наглядными пособиями, укомплектованы инженерно–педагогическими кадрами. К сожалению, имеющиеся производственные и трудовые ресурсы используются неэффективно. Многие здания и сооружения в городах под любым предлогом переводятся в коммерческие структуры, а затем приватизируются.
Между тем ежегодно на содержание профлицеев из бюджета выделяются немалые средства, которые безотчетно тратятся впустую. Есть даже некоторые профлицеи, где числятся “мертвые” души, а бюджетные деньги присваиваются.
В этих условиях следовало бы упорядочить прием и выпуск учащихся. Для этого нужно в первую очередь произвести капитальную инвентаризацию как по производственным, так и трудовым ресурсам всех профлицеев. А затем составить учебно–производственный план в соответствии со стратегической программой развития отраслей экономики и потребностей в профессиональных рабочих кадрах. Причем потребность в рабочих кадрах должна быть составлена на 5 — 10 лет и на отдаленную перспективу.
В этой связи в послании совершенно правильно сделан акцент на восстановлении системы профессионально–технического образования.
Для этого на базе управления по профтехобразованию необходимо создать службу, которая бы занималась:
— совершенствованием классификатора специальностей в соответствии с потребностями рынка труда и перспективами развития общества;
— развитием различных форм обучения (очной, заочной, вечерней) и их гибким сочетанием в образовательном процессе;
— исследованием рынка труда и определением потребностей в специалистах;
— созданием эффективной системы содействия трудоустройству выпускников.
Рано или поздно восстановление промышленности станет реальностью. Вот тогда возникнет острая нехватка профессиональных токарей, слесарей, наладчиков, механиков, технологов и т.д.
В сельской местности имеется 58 профлицеев. Большинство из них простаивают или выполняют ненужные функции. Между тем их можно перестроить и начать подготовку профессиональных фермеров. Подготовленный профессиональный фермер — это многопрофильный специалист на селе. Многие представляют, что фермеры — это люди, которые осуществляют уход за животными и земельным наделом. Мы же считаем, что фермер — это зоотехник, ветеринар, инженер, электрик, плотник, переработчик, агроном, семеновод, счетовод и т.д. в одном лице. Поэтому на подготовку таких универсалов нужно направить усилия большинства сельских профтехлицеев.
А для этого профтехлицеи, училища нужно перестраивать с учетом рыночных условий и требований времени. В аграрном секторе это переработка сельскохозяйственной продукции и ее сбыт. Обучить сельскую молодежь переработке своего продукта — значит создать новые рабочие места, решить проблемы миграции и социального обеспечения на селе.
Следует отметить, что основным заказчиком кадров должно остаться государство в лице министерств, ведомств и других заинтересованных организаций. В перспективе ПТУ и работодатели–производственники должны трудиться сообща, предварительно узаконив свои отношения юридически. Только так можно остановить трудовую миграцию и вернуть ценные кадры на отечественное производство.
Одним словом, нужно наладить взаимодействие между работодателями и учебными заведениями. В этом отношении поучителен опыт профтехлицея
N 27 г.Бишкека. Примерно так нужно перестроить учебные заведения, подключив к ним потенциальных работодателей. Так можно покрыть дефицит профессиональных слесарей, каменщиков, металлургов, токарей, фрезеровщиков, строителей и других рабочих, в которых страна испытывает потребность уже сегодня. Завтра же они будут нужны еще острее.
Баисбек КАСЫМБЕКОВ, заместитель председателя политической партии местных сообществ и крестьян (фермеров) Кыргызстана.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/15868/