Детсады: им жить так хочется!
По существу это — чудо. В Бишкеке сегодня посещают детские сады пятьдесят два процента малышат. (По республике — всего восемь). Мечты тысяч родителей устроить в них своих чад отражены в горах заявлений и слезных просьб, заваливших районные отделения и городское управление образования. А в детский сад, о котором речь, мы отправились с фотокорреспондентом, чтобы было наглядное свидетельство того, что это не сказка, а быль.
Как в сказке…
Сегодня понятия “дошкольные учреждения” и “богатство” абсолютно несовместимы. Поэтому работников детсадов, попавших сюда впервые, потрясает прежде всего “роскошь”, комфорт, в которых живут ребятишки.
Тенистый чистейший двор, спортивные сооружения, два бассейна — для младших и детишек повзрослее. А в самом здании… ну, это надо видеть. Отделка, картины, мебель, ковры и все прочее — ох и ах. Просторный спортивно-музыкальный зал, медицинский кабинет, в котором оборудование получше, чем в некоторых больницах. И работает врач высшей категории Людмила Дудина. Она не только следит за здоровьем питомцев, но (где это сейчас видано!) подсчитывает в рационе калории, витамины и микроэлементы, корректирует меню и определяет состав фиточаев.
Гардеробу кукольного театра (здесь все дети участвуют в спектаклях) позавидуют профессионалы. А кладовке и погребу, коими командует завхоз Мира Конева, — любой детсад. Здесь даже бочки с соленьями есть (сами их готовят). В комнатах для занятий — удобная мебель. Старая, но хорошо отремонтированная.
Не будем терзать ревнивой завистью к “богатству” ни работников других детсадов, ни родителей. Приведу только пример, что делают крохотули в ясельной группе и старшие в подготовительной. У малышат: музыкальные занятия, физкультура, развитие речи, дидактические игры, рисование, сенсорика, аппликация, лепка, ознакомление с окружающей средой, развлечения. У подготовишек: кыргызский, русский, английский языки, математика, письмо, рисование, логика/этика, физкультура, хореография, аэробика, конструирование, ручной труд, развитие речи, пение, театр, ознакомление с природой. И совсем необычное: звуки культурной речи. По договору с гимназией № 12 и при консультативной помощи ее педагогов детсад готовит детей для поступления в нее. Ну а если у родителей иные планы — детей принимают сразу во второй класс общеобразовательных школ.
И все это — без перегрузки для ребят. Их не допустила бы Алевтина Шпак, заведующая. Да и что им “перегружаться”? Воспитатели здесь — профи. Группы нормальные.
— Ни одного ребенка сверх нормы я не беру, как бы на меня ни давили, — кредо Алевтины Михайловны.
Дети учатся играя. Веселенькие, общительные.
— Меня зовут Дашенька. А это Володя. Он не дерется. И Руслан больше не кусается, — сообщает с ходу кудрявое создание с лучезарной улыбкой.
— Неужели кусался? — спрашиваю с ужасом.
— Да, да! Один раз. Но больше не кусается. Он хороший. — Она готова поделиться всем, что знает: для нее все взрослые — хорошие люди.
Это сад для детей нуворишей, что ли? Или каких–то избранных? Нет. Половина воспитанников — дети работников Бишкекской ТЭЦ.
…Тяжелейшие времена, когда детсады закрывались, продавались, пустели, когда их покидали профессионалы, с наименьшими потерями пережили и более успешно восстанавливаются те, где остались старые (не по возрасту) заведующие и воспитатели. Они не дали их прихватизировать, растащить, сохранили накопленные матценности.
Детсад № 175 — в их числе.
Алевтина Михайловна Шпак — человек неукротимой энергии, из тех, кого не гнут обстоятельства. Садик стал ее жизнью еще тогда, когда его только построил некогда солидный проектный институт союзного значения. Увы, “перестройки” он не выдержал. Но “прихватизировать” садик не успели...
Во всех детских садах происходило сокращение штатов. Шпак отстояла всех, кто был нужен детям. Здесь есть даже музыкальный руководитель и преподаватель физкультуры. Повара здесь и то особенные — не “несут”.
Здесь многие прекрасные вещи для театра, игр, ручного труда воспитатели вместе с детьми (и родителями) изготавливают сами. И что совсем уникально — это широкое приобщение детей к изобразительному искусству. Алевтина Шпак, сама талантливая, затейливая художница, нештатный преподаватель изобразительного искусства Академии образования, разработала свои методики, изготавливает образцы для детского творчества (удивительные картинки из бумаги и пластилина, рисунки, аппликации и т.д.). Кстати, готова к изданию (нет только на это средств) созданная ею книга для воспитателей и родителей…
— А они идут толпами: “Покажите, дайте посмотреть, почитать…” То, что возможно, я для бедных детсадов тиражирую на ксероксе…
(Вот даже что есть здесь: компьютер и ксерокс!)
А вот деньги на работу и содержание такого детского рая откуда?!
Двенадцать лет назад, когда детсаду грозило остаться без “хозяина”, его взяла на баланс Бишкекская ТЭЦ. Она оплачивает налоги, электричество, воду. Родители, сотрудники ТЭЦ, вносят положенную плату. Но половина детей (70) воспитывается здесь по договору с родителями. За месяц платят две с половиной тысячи.
— Я ничего лишнего не беру. Вот сметы, вот учет всех затрат. Все прозрачно. Очень многие родители готовы полностью оплачивать содержание и воспитание детей, если оно хорошее.
…и как наяву
В Бишкеке семь ведомственных детских садов. Четыре из них, в том числе и № 175, обеспечивают детям полноценное воспитание. Государственных — семьдесят семь. И большинство из них подобного воспитания дать не могут.
Дело не в том, что они плохие или трудятся здесь не “такие”, как в 175–м, воспитатели. Огромного уважения и благодарности заслуживают эти люди. Честно говоря, многих из них нужно назвать подвижниками. За оскорбительно мизерную зарплату (у молодых — 350, у воспитателей с опытом до 800 сомов в месяц) они выполняют важную и нужную работу. Поскольку зданий не хватает, новые не строятся, сегодня нормой считается 42 ребенка в группе — почти в два раза больше, чем та, что определена психологами и учеными. Знающие люди говорят, что встречали группы, где 50 и более ребят. Должности нянь сокращены, и их обязанности выполняют воспитатели…
И умудряются еще чему–то учить, интеллект детский развивать, следить, чтобы носы не разбивали.
Но детские сады очень бедны. Острый дефицит финансирования: только на жалкую зарплату работников, на питание — 15 сомов ребенку в день (остальные 15 вносят родители). Оплачиваются из бюджета коммунальные услуги и отчисления в Соцфонд. Все. А сколько и чего нужно воспитательному учреждению, которое у самых истоков начинает формирование личности?
Государство признает: ничего более того, что оно дает, дать не может.
— Система дошкольного воспитания находится в глубоком кризисе не только из–за острого дефиците финансирования. В ней до сих пор ничего нет — ни нового госстандарта, ни нормативных документов, — считает Лилия Усенко, доцент Академии образования, автор оригинальных (и высоко оцененных в ближнем зарубежье методик альтернативного воспитания детей и “материнских школ”). — До сих пор пользуемся нормативами, принятыми еще в пятидесятых годах. А жизнь давно ушла вперед.
Это признает и правительство в Концепции развития образования в КР до 2010 года: “…несовершенство нормативно–правовой базы не дает возможности (образовательным учреждениям. — Авт.) эффективно использовать дополнительные финансовые средства”…
Отсюда и большая разница в возможностях ведомственного и муниципального детсада. Заведующая последнего ничего “использовать” не может. Она обязана подчиняться нормативам и требованиям, где все жестко регламентировано. А Алевтина Михайловна Шпак — может. И над ней не висит дамоклов меч контроля и проверок, как над другими заведующими.
— В последний месяц не было ни одного дня, чтобы нас не проверяли. Райфинотдел, отдел по борьбе с хищениями, Счетная палата… В общем, и не запомнить — кто. После одной из таких проверок наша заведующая слегла в больницу…
(После августовских–сентябрьских проверок слегли в больницу четыре заведующих. Называть их не буду: зачем травмировать?)
— Работа в садике на грани срыва. Весь коллектив собирается уйти, как и заведующая. Но сначала напишем в мэрию. Может, помогут?
Называть сад и собеседниц не буду. Это опытная воспитательница, профи.
Многие заведующие имеют взыскания и наказания за “160 сомов”.
Вот за какие сомы. В правительственном постановлении, принятом пять лет назад, “Об участии родительской общественности в поддержке материально–технической базы общеобразовательных, дошкольных и внешкольных учреждений КР” КАЖДЫЙ родитель должен НА ДОБРОВОЛЬНОЙ ОСНОВЕ ежегодно вносить 160 сомов, которые тратятся в основном на текущий ремонт. В этом двусмысленном положении работники дошкольных учреждений, естественно, предпочитают слово КАЖДЫЙ. Те, кто платить не хотел и не хочет, а также фискальные органы берут за основу другое словосочетание: НА ДОБРОВОЛЬНОЙ ОСНОВЕ. И в жалобах, заявлениях (а их немало) обвиняют руководительниц в вымогательстве…
28 июля с.г. правительство эти 160 сомов отменило, но только для общеобразовательных школ. Однако фискальные органы сгоряча принялись тормошить и детсады: кто берет? Так что городское управление образования сейчас вынуждено рассылать по дошкольным учреждениям разъяснение: берите, мол.
…Концепция об образовании до 2010 года была принята четыре с половиной года назад. Новой нормативно–правовой базы нет.
…Информация к размышлению. Этим летом на факультет дошкольного воспитания в Академии образования подали заявления всего пять абитуриентов. В педагогическом институте — два.
Валентина КОРЧАГИНА.
Фото Владимира ВОРОНИНА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/15839/