И все же позвольте вам не поверить
За все годы, что обращаюсь к данным Нацстаткомитета республики, наконец–то был услышан его сотрудниками.
21 сентября получил достаточно обстоятельный ответ на мое выступление “Позвольте вам не поверить” (“МСН” от 29 августа 2006 г.) за подписью заместителя заведующего отделом статистики труда и занятости Галины Вячеславовны Куляевой. В нем достаточно доходчиво и исчерпывающе объясняется методика, по которой Нацстатком производит расчеты средней зарплаты. Однако после знакомства с ним вопросов у меня меньше не стало. Просто на смену старым пришли новые, хотя и далеко не все старые исчезли.
В заметках “Позвольте вам не поверить” отмечалось: “У меня создается впечатление, что сотрудники Нацстаткомитета, ответственные за данный раздел, с одной стороны, гонят откровенную липу, а с другой — сами не чувствуют цифру”. Ответ Галины Вячеславовны лишь укрепил меня в этом мнении. И вот почему. В ее письме приводятся основные показатели для расчета средней зарплаты за январь–май 2006 г. по регионам, “которые полностью соответствуют представленной статистической отчетности”, приводятся численность работников, применяемая для исчисления средней заработной платы по республике, областям и городам Бишкек и Ош, фонд заработной платы за январь–май и средняя зарплата одного работника.
Начну с того, что статистики даже не смогли безошибочно подсчитать численность работников по республике. Далее, как я ни делил фонд заработной платы за первые пять месяцев года на число месяцев и количество работников, ответ никак не состыковывался с данными Нацстаткома. А может быть, решил я, статистики вместо фонда зарплаты за январь–май привели данные за весь год? И как только я взял не 5 месяцев, а 12, все встало на свои места.
Не будем придирчивы. Ну заглянули специалисты, составлявшие ответ, в спешке не в ту графу. С кем не случается. В конце концов, это непринципиально.
Куда больше меня заинтересовало и поразило другое. Правда, к Нацстаткомитету это, в общем, прямого отношения не имеет. Но на серьезные и невеселые размышления наводит.
Например, как это так получается, что в Джалал–Абадской области при численности населения 967,2 тыс. человек число работников, принимаемое для исчисления средней зарплаты, составляет всего 68,943? Еще поразительнее данные по Ошской области. При населении в 1052,7 тыс. человек число работников для исчисления средней зарплаты едва превышает 44,4 тыс. В целом же по Кыргызстану с населением 5190 тыс. едва насчитывается 463,3 тыс. работников с исчисляемой зарплатой.
Что же тут удивляться тому, что подоходный налог за январь–май составил по стране 714,6 млн. сомов, или 1542,4 сома со среднестатического кыргызстанца с исчисляемой зарплатой. Как можно на такие деньги достойно платить бюджетникам, содержать в приличном виде правоохранительные органы, армию, службы МЧС?
И потом, что, разве в стране трудятся только эти 463,3 тыс. работников и только они платят подоходный налог? Повторяю, вопросы эти не к статистикам, а прежде всего к правительству. Кто–нибудь в республике отслеживает ситуацию на рынке труда, в сфере заработной платы и ценовой политики? Кто–нибудь ведет должным образом учет, который вождь мирового пролетариата отождествлял с социализмом? Или коль скоро мы отказались от социализма, то нам уже и никакой учет не нужен?
Однако вернемся к ответу Галины Вячеславовны Куляевой. Разъясняя причину несопоставимости данных по заработной плате по кварталам и за год, она пишет: “При формировании годовых данных к тому кругу отчитывающихся предприятий, которые представляют ежемесячные отчеты, добавляются данные по малым предприятиям. Так, например, в 2005 г. средняя заработная плата работников предприятий так называемого основного круга, представляющих ежемесячную отчетность, составила 2570 сомов (506 тыс. человек), а работников малых предприятий — 3130 сомов (44 тыс. человек), и в среднем за год заработная плата сложилась в размере 2612,5 сома. Наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в тех отраслях, по которым вы привели пример, то есть в торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, а также в отрасли гостиниц и ресторанов. И если средняя заработная плата в сфере торговли, ремонта автомобилей и предметов личного пользования среди средних и крупных предприятий, представляющих отчеты по труду, ежемесячно в 2005 г. составляла 2750 сомов, то среди малых предприятий — всего 1880 сомов, в сфере гостиниц и ресторанов эти показатели составили соответственно 3948 сомов и 1648. Этим и объясняются расхождения между кварталами и годовыми данными по средней заработной плате в этих видах экономической деятельности”.
Действительно, в сфере торговли, ремонта автомобилей и предметов личного пользования на 723 крупных и средних предприятия приходится 17501 малое. Аналогичная картина в гостиничном и ресторанном бизнесе, где на 103 официально зарегистрированных крупных и средних предприятий приходится 850 малых.
Но только кто объяснит популярно и доходчиво, как же так, за счет кого и чего получается, что работники наибольшего количества малых предприятий в 2005 г. ежемесячно получали 1880 и 1648 сомов, а на круг вышло по 3130 сомов.
Опять же, это какие же заработки были у ремонтников автомобилей и работников торговли, средних и крупных предприятий, если всего 723 их так мощно (чуть ли не в полтора раза) “повысили” среднемесячную зарплату коллег из 17501 малого предприятия?
Обратимся вновь в ответу Нацстаткома. “Что касается сферы госуправления, — отмечается в нем, — то в четвертом квартале 2005 г. средняя заработная плата в этой сфере сложилась в размере 3982 сома, так как в конце года были произведены выплаты по итогам работы за год. Соответственно, среднемесячная заработная плата работников госуправления в среднем за год значительно превысила ее размер в предыдущих кварталах”.
И опять маленькая неувязочка. По данным статкомитета, средняя зарплата работников аппарата была по кварталам соответственно 2932,4; 3385,1; 3328,6 и 3982,0, а среднемесячная за год — 3524,9 сома. Если суммировать среднюю зарплату по кварталам, то получим 40860,3 сома. Если же умножить 3524,9 на 12, то выходит 42298,8 сома. Иными словами, чтобы выйти на среднемесячный уровень 3524,9, госслужащие в 4 квартале должны были получать не 3982, а 4461,5 сома.
Исходя из всего сказанного, очень хотелось бы, уважаемая Галина Вячеславовна, поверить данным Нацстаткомитета, но увы. Вновь вынужден повторить: позвольте вам не поверить.
Вячеслав ТИМИРБАЕВ.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/15743/