Не сокращаться любой ценой
Еще в 2004 году в республике был принят Закон о госслужбе. Основной смысл его в том, что чиновники должны быть высококвалифицированными, уметь и стремиться работать продуктивно и честно. Кадровая политика должна быть стабильной. Вновь пришедшему руководителю не даются полномочия тут же менять сложившуюся квалифицированную команду в том ведомстве, куда он прибыл. В этих целях был введен институт статс–секретарей, которых назначает премьер–министр на пять лет. Статс–секретарь должен отслеживать движение кадров и не позволять
руководителю увольнять до срока прошедших ранее по конкурсу. Но, к сожалению, пока такой порядок соблюсти удается не всегда и не везде.
Урмат Кармышев руководит в правительстве Управлением госслужбы и регионального развития. Проблемы своего ведомства знает как никто другой.
По его словам, в поддержку вышеупомянутого закона не так давно вышел указ президента об оптимизации численности госслужащих, предполагающий большое сокращение чиновничьих рядов. Но, оказывается, “чиновники наши настолько восприимчивы к изменениям, что всеми мерами пытаются не сокращаться. Простой пример: за последние годы не раз проводились сокращения численности “белых воротничков”. Теоретически должно было стать посвободнее в административных зданиях. Но в правительство часто обращаются из различных ведомств с просьбой: “Дайте помещение!”.
В созданном в 2005 году при правительстве республики Агентстве по госслужбе одной из основных функций является мониторинг процессов в административной госслужбе, включая освобождения и назначения. Такое отслеживание — одно из необходимых условий для выделения республике донорской помощи — второго транша в рамках проектов GSAC/GTAC.
По данным мониторинга, в республике наблюдается тенденция снижения внеконкурсного отбора. Если за первое полугодие 2005 года вне конкурса был принят на работу 861 человек, 60 % всех вакансий, то за половину 2006 года — 263 человека, или 25 %. Но вот показатели назначений прошедших по конкурсу не столь оптимистичны. На 1049 вакантных должностей за половину текущего года по конкурсу был назначен всего 251 человек, а 535 — на все же предусмотренных Законом о госслужбе основаниях внеконкурсного отбора.
Зачастую отдельные руководители госорганов принимают по трудовому договору лиц на длительный срок (до полутора лет) с добавлением приставки “и.о.” в обход законодательства, без проведения конкурса. За пять месяцев 2006 года было назначено 270 таких кандидатур. Особенно отличались этим в Минкультуре, Минэкономфине, Госкомимущества, Госагентстве по информресурсам и технологиям.
Нельзя вне конкурса проводить и назначения на вакантные административные госдолжности, поясняет У. Кармышев. Но и этот принцип часто нарушается. Без конкурса назначен 21 человек в Минюсте, 30 — в Минсельводхозе, 17 — в Госкомитете по миграции и занятости, 5 — в МИД.
У. Кармышев озабочен сложившейся ситуацией с нарушением закона. По его мнению, принятие Закона о госслужбе и открытие соответствующего агентства во многом инициированы Всемирным банком, одним из наших основных доноров. Естественно, они заинтересованы во внимательном отслеживании процесса. На основании мониторингов их специалисты дают заключение, что с выполнением этого закона у нас плохо. Представители ВБ неоднократно напоминали Ф. Кулову его же слова о том, что назначения будут проводиться по конкурсу, подчеркивая, что это обещание не выполняется даже в аппарате премьер–министра. После чего премьер распорядился срочно навести порядок в собственном ведомстве.
“Сейчас у нас все проходят по конкурсу. Этот путь я считаю оптимальным. Хотя каждый пятый звонок мне — это просьба устроить сына–дочку. Я всем отвечаю: подавайте документы на конкурс”, — говорит Урмат Кадырбекович. “Мы не можем терять из виду хороших специалистов. Их у нас не так много. Есть порядок, согласно которому следует ставить в резерв достойных кандидатов, которые не прошли по конкурсу, и вспоминать о них, когда высвобождается какое–то место”.
В республике организован и ежегодно пополняется национальный резерв кадров, составленный из вузовских выпускников с хорошей подготовкой.
У правительства есть попытки сделать отбор кадров прозрачным. К числу первых ласточек относятся недавно прошедшие выборы главы Госагентства по производству, хранению, реализации спирта и алкогольной продукции. По мнению
У. Кармышева, гласные выборы следует проводить и в налоговую, таможенную службы: “Чтобы иметь возможность потом также гласно спросить: “Слушай, ты же обещал… Ну и где обещанное?”.
Аналогичные прозрачные конкурсы будут проводиться и в муниципальной службе. Мэров городов у нас избирает и утверждает горкенеш, а главы горуправ являются выборными. К сожалению, выборы в айыл окмоту и горуправы сейчас проходят, как в парламент страны — с использованием пиар–кампаний, грязных технологий. Мы должны переболеть этим. Может быть, панацея от такого негатива — сильные партии с их независимыми кандидатами?
Елена МЕШКОВА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/15565/