Горький хлеб чужбины
Кыргызстан занимает третье место среди поставщиков рабочей силы в Казахстан
Наш сосед развивается бурными темпами. В недавнем обращении к нации президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что к 2030 году государство должно вступить в ряды пятидесяти самых развитых стран мира.
Сейчас Казахстан уверенно держит курс на процветание. Официальные власти делают все, чтобы вывести теневую часть капитала на свет. Бизнесменов заставляют, как говорится, “открыть личико” и продемонстрировать все свои накопления, недвижимость и даже представить отчет, сколько неграждан Казахстана трудится на их предприятиях.
По последним данным Международной организации по миграции, в Казахстане трудятся, причем на незаконных основаниях (эксперты называют таких работников нерегулируемыми мигрантами), от четырехсот до семисот тысяч человек, выходцев из Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и других стран СНГ.
Гастарбайтеры едут в Казахстан в поисках “хороших денег”. Границу предпочитают пересекать легально: власти Казахстана не церемонятся с теми, кто вторгается на их территорию, нарушая закон (в прошлом году таких “зайцев” выдворили без права возвращения). Но вот устраиваются на работу в обход официального законодательства. Нанимаются в основном на сезонные работы — стройку, уборку хлопка и табака.
Правда, условия их проживания у так называемого хозяина оставляют желать лучшего. Мигранты влачат полунищенское существование. Рабочий день начинается с восходом солнца и заканчивается поздним вечером. Спят под открытым небом, тут же обедают и ужинают. Мясо редкий гость на столе. Основные блюда — чай без сахара, чаще кипяток, и лепешка.
Турсунбай Акенов уже пятый год ездит в Казахстан на сезонные работы. По образованию он инженер–атомщик, окончил Московский энергетический институт. До развала СССР трудился в Майлуу–Суу на ураноперерабатывающем заводе, но после краха Союза в услугах Турсунбая предприятие больше не нуждалось. Подался было в столицу, решил заняться коммерцией. Но, как говорится, коли не дано, так не дано. Нет у человека предпринимательской жилки. Прогорел на первом же товаре. Купил в Турции партию кожаных курток, решил в Бишкеке продать (в начале 90–х верхняя одежда из кожи со знаком Made in Turkey ценилась, в “косухах” щеголяли модницы и пижоны). Но в аэропорту в Стамбуле куртки у него украли. Кое–как рассчитавшись с долгами, Акенов приуныл. Работы подходящей для него не было. Тут друзья посоветовали съездить в Казахстан, мол, там пригодятся его мастерство и образование.
Но московский диплом Турсунбаю не помог устроиться на престижную и высокооплачиваемую работу. Пришлось вкалывать в поте лица на табачной плантации.
— А что, мне одному много не надо. Вот только голова что–то кружиться часто стала. А так… все хорошо, — улыбается Турсунбай. — Хозяин не любит, когда рабочие хворают, может и не заплатить. Вообще–то он у нас ничего, демократичный. Вон у соседей, так там вообще бай какой–то. Паспорта отобрал, управляющий у него имеется, так он их, чуть что не так, плеткой лупит.
Своим заработком за сезон Турсунбай доволен. На эти деньги можно и самому прожить, и престарелым родителям помочь.
— Только за последний год средства, кои перевели наши мигранты, что трудятся в различных странах от Казахстана до Новой Зеландии, составили в общей сумме один миллиард сомов, — заявил Эмиль Имакеев, заместитель председателя Госкомитета по миграции и занятости.
В некоторых странах, которые, как и Кыргызстан, заняли позицию высылающей, решили использовать деньги мигрантов с пользой для экономики.
— Открывают в собственных банках специальные счета для мигрантов. Заработанные деньги гастарбайтеры перечисляют на эти депозиты. Часть средств уходит семье, а остальные идут, скажем, на улучшение инфраструктуры города. Это и для мигранта хорошо, и для государства выгодно, — говорит Елена Садовская, независимый эксперт.
Но чтобы мигрант мог распоряжаться своими средствами и посылать их через банк, а не по почте, необходимо, чтобы его трудо-
устройство было по закону. А это значит, что предприниматель, решивший взять приезжего на работу, должен оформить с ним договор о найме, заверенный юристом, и платить за него налог.
— Естественно, обеспечивать наемникам безбедную старость (легализация подразумевает отчисление пенсионных и социальных выплат и, естественно, налоги) казахские предприниматели и фермеры не собираются.
Кстати, некоторые казахстанские безработные (а их, оказывается, в благополучном Казахстане более полумиллиона) сетуют на то, что мигранты занимают их рабочие места. Презрительно выпятив губу, такие вот “ищущие работу” громогласно заявляют, мол, Казахстан для казахов и нечего тут обустраиваться всяким прибывшим.
Сами же гнуть спины за медные гроши не собираются. В прошлом году парламентарии казахского Меджлиса посоветовали правительству поднять квоты на трудо-
устройство граждан Казахстана с семидесяти процентов до девяноста. Тем самым, полагают законотворцы, они заставят предпринимателей брать на работу казахстанцев.
Вот только идти на уступки работодателям и снижать налоги за каждого рабочего чиновники не намерены. Будь то законно трудоустроенный гастарбайтер или гражданин Казахстана. Да и самим предпринимателям невыгодно иметь дело с казахстанцами — им надо больше платить, а приезжие трудятся задарма плюс и налоги с казахстанцев берут непомерно высокие.
Кроме того, опять же по статистике, Казахстану, как государству, стремительно развивающемуся, необходимы квалифицированные литейщики, фрезеровщики, токари.
Профессиональное образование у соседа хромает на обе ноги. На одного рабочего приходится шесть специалистов с дипломом о высшем образовании, а должно быть наоборот.
В Кыргызстане худо–бедно, но таких мастеров готовят. Вот только в собственной стране им нет применения. Словом, Кыргызстан превращается постепенно в кузницу кадров для Казахстана. Кроме мифического “миллиарда”, якобы осевшего в карманах семей гастарбайтеров, миграция пока сочных плодов прибыли не приносит.
Поможет ли легализация урегулировать стихийный поток мигрантов и принесет ли дивиденды нашей стране — время покажет.
Дарья МАЛЕВАНАЯ.
Фото Владимира ПИРОГОВА.
Адрес материала: //msn.kg/ru/news/15202/